Проект «Голоса еврейских местечек. Гомельская область».פיתוח קשרי התרבות בין העמים של ישראל ובלרוס
|
---|
Поиск по сайту |
|
ГлавнаяНовые публикацииКонтактыФотоальбомКарта сайтаВитебская
|
ЕВРЕИ ГОРОДА ЧЕЧЕРСКАВ 1939 году в Чечерске проживало 3730 белорусов (72,6%), 977 евреев (19%), 233 русских (4,5%), 96 украинцев, 102 представителя других национальностей. Сегодня о том, что в Чечерске на протяжении веков жили евреи, напоминает старое еврейское кладбище, которое находилось на территории, где сейчас располагается школа № 2 по ул. Первомайской, 27, рядом с рынком. Впрочем, подтверждающих документов о месте старого еврейского кладбища нет. Только воспоминания старожилов. Существующее еврейское кладбище находится на выезд из Чечерска в направлении Меркулович. После развилки следует повернуть направо. Пройти 200 метров, кладбище увидите справа на взгорке. Синагога была построена в Чечерске в 1800 г. Сейчас в этом здании по адресу ул. Пролетарская, 27 находится молитвенный дом евангельских христиан-баптистов. Как в каждом белорусском городе и местечке о евреях в Чечерске напоминают места, связанные с трагедией Холокоста. Перед расстрелом евреев держали в здании чечерской ратуши. Улица Ленина, 4 Расстреляли евреев за выездом из города в сторону Гомеля (продолжение ул. Советской) в 300 м слева от дороги Р30. В народе это место называется Лысая гора. Памятник в виде скульптуры скорбящей матери здесь установлен в 1954 г. Позже вмонтированы три плиты с фамилиями погибших. О судьбе евреев Чечерска нам рассказали люди, связанные с этой темой семейными узами, музейные работники, старожилы города. Долговская Светлана Якимовна, куратор еврейской общины Рудерман – фамилия маминой мамы, моей бабушки. Двоюродная сестра моей мамы Оля, по мужу Баскина в девичестве Рудерман, спаслась во время войны. Бабушка уехала в эвакуацию. Она звала уехать с ними и семью Оли, но они отказались. Вспоминали оккупацию 1918 г. и говорили, что их, портных и сапожников, не тронут. Папа их, мой дядя, воевал. Во время войны семью Рудерман – маму и шестерых её детей – отправили в ратушу. Евреев собирали в ратуше в подвале. Олю тогда звали Беба, сменила имя после того, как её спасла семья из Петриковского или Ровенского района. Она была 1928 г.р., кажется. Оля рассказывала, что евреев собрали, объявили, что повезут на работу, держали в подвале, потом повели на расстрел. В подвале людей не кормили, и не поили. Оля попросила немца выпустить её из подвала попить. Взяла младшую сестричку лет четырех. Немец их отпустил. Малышка стала плакать, проситься к маме, вырвалась, прибежала к маме и тоже попала под расстрел. Оля пешком дошла до другого района и там спаслась в одной белорусской семье. Оля, как и моя мама, живёт в Израиле. Она работала преподавателем русского и белорусского языка в Чечерске в школе, потом в училище работала с группой монгольских учащихся. Был ещё Шмуэль Баскин, у него был сын Адик. Семья Шмуэля уехала в эвакуацию, а сам Шмуэль остался. Говорили, что его оставляли для работы в подполье. Соседи Баскиных Дробышевские прятали Шмуэля всю войну. Владимир Дробышевский, отец, – служил в полиции, жена его была переводчиком в полиции, сыновья были и переводчики у немцев, и партизаны. Кто-то выдал Шмуэля, но Дробышевские его спасли. Всю войну Шмуэль прожил у них. После войны, когда полицейских расстреливали, Дробышевских не трогали, потому что они еврея спасли. Одна из их дочерей убежала с немцами и осталась в Германии. Старинное еврейское кладбище начали разрушать во время войны. Там стоял очень красивый массивный мраморный памятник в виде дуба. Его танками немцы не могли своротить. Где-то в 60-х гг. его вывезли с помощью техники. Кому-то видно мрамор понадобился. Сейчас старинных памятников почти не осталось. Мы за своими могилами ухаживаем, но кладбище нигде не числиться, оно бесхозное. Синицина Галина Сергеевна, сотрудник Чечерского краеведческого музея – Приехала женщина из России. – Она местная была? – Чечерянка. Родилась здесь, училась в школе. Потом школу закончила и уехала в Россию. Потом приехала, уже на пенсии. И мы с ней ходили. Экскурсия по ратуше. Говорит, когда училась в школе, учительница рассказывала, что во время войны, когда она была девочкой маленькой, её со всеми евреями сюда пригнали в ратушу, а потом вывозили на расстрел. Когда их вели, были открыты двери, мать её толкнула туда, и те, кто вели, не заметили. Тех, кого вели – расстреляли, а девочка таким вот образом осталась жива. – И она стала учительницей? – Да, она выросла и была учительницей. – А фамилию не помните? – К сожалению, нет. Я у учителей спрашивала, может это была Винцеская. – А как её звали? – Не знаю, к сожалению. – И она уехала в Америку? – В 90-х годах Винцеская уехала. Логойкин Николай Иванович, директор гимназии Сразу после гражданской войны в наших местах была банда Савицкого, которая больше всего занимался гонениями против евреев. Есть легенда, что после ареста кто-то видел Савицкого в Гомеле уже в качестве не заключенного, а работника НКВД. Около половины жителей Чечерска тогда были евреи, может и больше. После войны в Чечерске тоже жили евреи, вернувшиеся из эвакуации. Почти все уехали после Чернобыльской аварии. Мой отец вспоминал, как в начале войны через их деревню Осиновка ехали обозы беженцев евреев в эвакуацию. В деревне они останавливались на привал, потом шли дальше. Учитель средней школы Горбачёв Иван Макарович оставил свои воспоминания: «В 2 часа дня 28 декабря 1941 г. всех евреев и цыган немцы выгнали на улицу. Было очень холодно, около 30 градусов мороза. Людей построили рядами и под усиленным конвоем немцев и полицейских Собороминского, Козлова, Гинцира, Белькина и Чумакова погнали за город к противотанковому рву. Многие шли босые и без верхней одежды. Сгоняли быстро, в спешке. Около рва их раздевали и убивали выстрелами в затылок. Так в этот день было убито 432 человека – мирных граждан». После этого массового расстрела ещё привозили и убивали цыган и других людей из районов, находили евреев во время облав, привозили из районов из сельской местности: деревень Осиновка, Залесье, Загорье. Здесь всего убитых около 700 человек. В центре Чечерска евреев не убивали, я думаю, возле средней школы № 1 во рву и на центральном кладбище расстреливали военнопленных, окруженцев. Логойкина Мария Григорьевна, 1926 г.р. Я родилась в деревне Осиновке, в 30 км от Чечерска. Мама рассказывала, что у нас жила еврейская семья, имели дом, держали корову. Еврея убили ещё до войны. Мама как-то за водой для тёлки собралась, а отец ей говорит: «Не ходи, видишь жиденята через речку побегли». Это банда Савицкого пришла. Жена корову доила и спряталась в навоз, а отца их зарезали прямо на улице. Он лежал, стонал, потом услышал, что кто-то идёт, он поднял голову, тогда Савицкий достал кинжал: «А, ты ещё жив?», и его убил. В начале войны я видела, как ехали евреи через Осиновку в Брянщину. Лошадей не было, так коров запрягали. Потом тяжело становилось, так какие-то вещи свои скидывали. Дети знали, что нельзя говорить «жид», а надо говорить «еврей», но дразнили их и кричали: «Жид, жид». А старый жид грозился: «Молитесь Богу, что война началась не в субботу, а то вам бы было…» Дети знали, что война началась, и никто за то, что кричат «жид», судить не будет. Это слово до войны запретили. Жила еврейская семья в деревне Загорье до войны. Рассказывали, как эту семью убили. Мать была на работе, а дети оставались дома. Немцы старшего ребёнка убили, а младшему живот пропороли и в кошелку посадили. Мать прибежала, думала, что ребёнок в кошелке жив остался, а дети убиты. Семью расстреляли. Сколько там людей было, не знаю. Миненкова Екатерина Ефимовна, 1930 г.р. Родом я из деревни Ново-Ясковщина. У меня была сестра 1926 г.р. Мы пошли в соседнюю деревню Малыничи, в сторону Гомеля, купить рыбу. Шли уже по трупам. Там лежали убитые евреи. Это было весной, в апреле или мае 1942 года. Мы плакали. Осталась жива только одна еврейка, жена лесника Баскина. Коношкова Наталья Семеновна, 1929 г.р. Когда началась война, мне было 12 лет. Сначала я была связной, а потом в партизанах. Родилась в деревне Салтановка. Рассказывали, что евреев, которые остались позабирали. Их согнали в канаву и расстреляли. Как это было, и кто спасся, я не знаю. А в партизанах было три еврея. Марголина, Баскин, третья была молодая, вышла за нашего замуж. Может, и знала фамилию, но забыла. Марголиной было лет сорок, и Баскину где-то так. Я, когда пришла в отряд, они уже были в отряде. Мы пришли, мама моя, сестра и брат. Мама моя была председателем колхоза, партийная. Её три раза арестовывали, сидела в ратуше. Потом отпускали. И в Гомеле она сидела четыре месяца. А папа ушёл на фронт и в 1943 г. погиб. Отряд Калинина в бригаде Балыкова. Они были сначала в брянских лесах, а потом сюда перешли. Морголина и Баскин остались живы и долго ещё жили в Чечерске. Я к ним на базар приходила, лавки там были, они там работали. После войны они поженились. Третья тоже осталась жива. Она за нашего, Борисенко, вышла замуж (ещё в отряде). Когда освободили, она должна была родить. А мужа её убили полицаи, устроили засаду на мельнице, когда они за мукой приехали. По данным 2009 года в Чечерске проживало всего 4 еврея. Вот и вся история… Александр ЛИТИН, Ида ШЕНДЕРОВИЧ,
|
|||
|
Местечки Гомельской областиГомель • Брагин • Буда-Кошелево • Василевичи • Ветка • Городец • Давыдовка • Добруш • Дудичи • Ельск • Житковичи • Жлобин • Журавичи • Казимирово • Калинковичи • Ковчицы-2 • Комарин • Копаткевичи • Корма • Лельчицы • Ленин • Лоев • Люденевичи • Мозырь • Наровля • Носовичи • Озаричи • Паричи • Петриков • Печищи • Поболово • Речица • Рогачев • Свержень • Светлогорск • Скородное • Тереховка • Туров • Уваровичи • Хойники • Холмеч • Холодники • Чечерск • Щедрин • |
RSS-канал новостей сайта www.shtetle.com |
Главная |
Новые публикации |
Контакты |
Фотоальбом |
Карта сайта |
Витебская область |
Могилевская область |
Минская область |
Гомельская область |