Проект «Голоса еврейских местечек. Гомельская область».פיתוח קשרי התרבות בין העמים של ישראל ובלרוס
|
---|
Поиск по сайту |
|
ГлавнаяНовые публикацииКонтактыФотоальбомКарта сайтаВитебская
|
Моисей ЛЯХОВИЦКИЙСТО ЛЕТ ОДНОГО МЕСТЕЧКАЛегенда о том. Как образовалось местечко ЩедринЦарь Николай I часто приезжал в Бобруйск, чтобы лично руководить работами по перестройке расположенной в городе военной крепости. Один из его приездов в 40-х годах XIX века вызвал волнения среди жителей. Перед этим появилось, распоряжением городских властей, красиво наряженные молодые женщины должны были стоять по пути следования кортежа, приветствуя царя и свиту. Среди евреев города распространился слух, что готовится и другой приказ: обязать еврейских девушек перед своей свадьбой «обслуживать» офицеров в казармах. Ужас обуял евреев Бобруйска. Многие матери, чтобы обезобразить дочерей и сделать их непригодными для такого «обслуживания», брили и мазали дегтем их головы, ставили им к телу пиявки, надеясь вызвать язвы. Рассказывают даже, что местные раввины заблаговременно решили не считать согрешившей девушку, вынужденную «обслужить» офицера. И вот при таком состоянии умов случилось следующее. От царской свиты, уже проследовавшей по улице, ведущей к крепости, вдруг отделился молодой офицер, подъехал к молодой девушке, спросил её имя и адрес и поскакал догонять кавалькаду, напоследок подарив девушке золотой. Заплаканная девушка, которую звали Эстерка, отец которой пользовался среди евреев города большим авторитетом, прибежала домой, умоляя спасти её от позора. В ту же ночь отец с дочкой, переодетые нищими, тайно покинули город. Уходя, они едва не столкнулись с тем самым офицером, направлявшимся к их дому. Эстерка с отцом нашли убежище в деревушке Щедрин неподалеку от Бобруйска. Со временем к ним присоединились их родственники – несколько десятков человек. Так возникла еврейская земледельческая колония Щедрин. Несколько слов о еврейских земледельческих колонияхВопросом колонизации еврейским населением пустующих земель русское правительство занялось ещё в начале XIX столетия. Была декларирована следующая цель: «Дать евреям свободную дорогу к сытой жизни путем перехода их на земледелие». Евреям, переселяющимся в сельскохозяйственные колонии, был обещан ряд льгот, в Сибири и Новороссии выделены земельные участки. Однако правительство не позаботилось об обеспечении этого переселения, кроме того, земли, выделенные для колонизации, были мало известны евреям России. В результате охотников последовать «дорогой сытой жизни» нашлось немного. Неудача первой попытки колонизации заставила правительство скорректировать соответствующее постановление, расширить список льгот. «Положением о евреях» 1835 года выделялись участки земли, разрешалось евреям покупать землю для создания сельскохозяйственных поселений. В частности, еврею, который купит участок земли и поселит там не менее 50 своих единоверцев, присваивалось звание личного почётного гражданина, а если численность созданной таким образом колонии составит 100 человек, то это звание становилось потомственным. Но самой важной льготой было освобождение от поставки рекрутов (в частности – кантонистов) евреев, перешедших на землепашество. О трагедии еврейских мальчиков-кантонистов написано много, и я не буду здесь останавливаться на этой теме. Отмечу лишь, что это было страшным бедствием, и возможность избежать его подвигла евреев, не имевших навыков землепашества, не обеспеченных земледельческим инвентарем, тягловой силой, посевным зерном и проч., на переселение и изменение образа жизни. Наиболее многочисленной группой среди них были «ишувники», т.е. жители сёл и деревень, а не еврейских местечек. Над ними «дамокловым мечом» висело периодически приостанавливаемое и вновь возобновляемое постановление правительства от 1804 г. о выселении. Им была знакома деревенская работа – многие имели сады и огороды, они и без того были оторваны от основной массы еврейства, но главное – они более других страдали от ужасов «кантонизма». Их дети гораздо чаще попадали в списки, составлявшиеся главами ближайших местечек, которые обычно следовали принципу «Дальше очи – легче сердцу». Русское правительство скоро утратило интерес к идее еврейской колонизации. Дело оказалось сложным и весьма нескорым. За последние семь лет (с 1844 по 1851 год) действия этого постановления из 5090 еврейских семей, просивших перевести их в сельскохозяйственные колонии, разрешение получили только 205. Щедрин до Октябрьской революцииТак в 1842 г. сорок семей ишувников из деревень и сёл вокруг Бобруйска, не дожидаясь, пока правительство переведёт их на казенную землю, купили у местного помещика 600 десятин земли и деревушку Щедрин, жители которой были переселены их хозяином в другую деревню. Документ о купле-продаже нужно было оформлять между помещиком и представителем покупающих. Новоявленные земледельцы были хасидами, и покупку они оформили на Любавического ребе, ставшего тем самым потомственным почётным гражданином. Большую часть купленной земли составляли пески, болото и лес, но это мало огорчало новых жителей Щедрина. Особого стремления «к сохе» у них не было. Ревизоры, обследующие еврейские колонии, писали в своих докладах, что в земледельческую работу евреи вовлекаются «не надлежащим образом». Старожилы Щедрина рассказывали автору, что в первые годы во время приезда ревизоров те несколько сох и борон, которые были в колонии, просто перебрасывались через забор к соседям, пока досматривающие переходили из дома в дом. Со временем, однако, большая часть щедринцев взялась за землепашество. Сюда переехали евреи-ремесленники. В это время начала бурно развиваться лесная отрасль. Щедринцы активно занимались продажей леса, а разбогатевший на этом купец по фамилии Голодец со своими домочадцами даже застроил целый район, получивший название «Двор». При «Дворе» работали десятки жителей местечка: плотники, столяры, специалисты по лесу, служащие конторы. Наивысшего уровня развития Щедрин достиг на рубеже веков. Согласно переписи населения России 1897 года в местечке проживало 4022 души. В это время щедринцы делились на три группы: потомки первых поселенцев, продолжавшие заниматься земледелием. В мои времена их называли не по фамилиям, а по прозвищам, данным по месту их дощедринского проживания: Нахман Бороваер (из деревни Боровая), Аврам Слободер (из Слободы); потомки первых поселенцев, отошедшие от земледелия; прибывшие позднее, когда Щедрин стал торговым и ремесленным центром округи. Практически никто из них к земле отношения не имел, если не считать огородов у домов. К этому времени в Щедрине жили уже не только хасиды. Число миснагдим было довольно велико. В местечке было семь синагог и даже Талмуд-Тора. Всё же любавичские хасиды составляли большинство, и в начале XX столетия здесь было основано отделение любавичской иешивы. Бурные события 1905-1906 годов не оставили в стороне щедринцев. Здесь функционировали ячейки партий: социал-демократической, «Бунда», «Поалей Цион» (членом последней был и я). Было даже несколько человек, называвших себя анархистами и экспроприировавших почтовое отделение местечка. В масках, вооруженные револьверами, они ворвались туда и забрали несколько десятков рублей. В начале XX века Щедрин перестал расти, молодёжь стала уезжать в большие города черты оседлости. Многие эмигрировали в Америку, семьи из «Двора» переехали и лишили тем самым многих работы. В результате число жителей уменьшилось в два раза и составило по переписи 1931 года 2021 человека. Щедрин после Октябрьской революцииВ начале 1918 г. немецкая армия оккупировала почти всю Белоруссию. На оккупированных землях оказался и Щедрин. Поэтому революция не успела особенно сказаться на жизни местечка. Хотя до оккупации был организован местный ревком, арестован местный урядник Царик, действительно по-царски распоряжавшийся судьбами жителей местечка. Немцы ушли в начале 1919 г., но их сменили поляки. В течение года местечко находилось в 10 километрах от линии фронта. Однако новая жизнь постепенно входила в местечко. Первой приметой этого стала легализация местечковой библиотеки, подпольно существовавшей с 1905 г. В ней было собрано около 600 книг на идиш, древнееврейском и русском языках. Урядник Царик знал о существовании библиотеки и время от времени грозил «разобраться» с ней, но, получив очередную мзду, от намерения своего отказывался. После легализации мы стали организовывать для читателей лекции, открыли в помещении местной пожарной команды клуб, где местечковые любители сцены устраивали представления. Самым большим достижением было открытие в 1919 г. четырехклассной школы – одной из первых в Белоруссии, где преподавание велось на идиш. Я был первым заведующим и учителем этой школы. Не хватало учебников, и мы готовили их сами. К тому же местечко страдало от набегов польских легионеров, и не раз нам приходилось прятать детей в задних помещениях школы, когда на улице шли бои между поляками и красноармейцами. В конце 1920-х годов в Щедрине был организован один из первых в стране еврейских колхозов. К тому времени я уехал из Щедрина. Однако часто посещал местечко и видел, как успешно развивается колхоз, в котором перед войной было создано даже собственное сыро-молочное производство. Гибель ЩедринаУже в первые недели война приблизилась к местечку. Узнав, что фашисты прорвались к берегам Березины и с часу на час можно ожидать их появления в местечке, щедринцы запрягли лошадей и были готовы уехать на восток. Но один известный в Щедрине горлопан – пусть будет проклято его имя – выступил с речью: – Евреи, – кричал он, – куда собрались вы уезжать, бросив всё на произвол судьбы? Вспомните 18-й год, когда немцы стояли в нашем местечке. Разве не обходились они с гражданским населением вежливо, разве обидели кого? Распрягайте лошадей! Оставлять свой дом никому не хотелось. Возникли колебания, споры. Возможно, через несколько часов люди и одумались бы, но было уже поздно. Уйти успели лишь несколько человек. В окружающих Щедрин местечках фашисты быстро расправились с еврейским населением. Щедринцев они первое время не убивали, решив использовать их труд на нужды своей армии. Всех евреев переселили на одну маленькую улицу и заставили работать в наскоро организованных механических мастерских. Красивых девушек загнали в один из домов и устроили там «дом терпимости». Многих щедринцев убили. Жизнь Щедринского гетто продолжалась около восьми месяцев. Восьмого марта 1942 года фашисты вывели оставшихся щедринцев к кладбищу. Здесь загодя были вырыты канавы, в которые загоняли людей, расстреливали и засыпали землей. Лишь нескольким щедринцам, успевшим убежать в леса и добравшимся до партизан, удалось избегнуть общей участи. Все остальное еврейское население местечка – около 1500 человек, в основном женщины, старики и дети, было уничтожено в тот день. Так исчезла с лица Земли еврейская земледельческая колония Щедрин, просуществовавшая ровно сто лет с 1842 года по 1942-й. В 1963 г. при активном содействии бывших щедринцев братская могила была огорожена, а посередине её установлен обелиск. Каждый год в День освобождения Белоруссии к могиле приезжают 150-200 человек – щедринцы и их потомки. И я надеюсь, что когда умрёт последний выходец из Щедрина, всё равно каждый год на могиле будут собираться наши потомки, чтя и храня память погибших. Перевод с идиш автора. Об авторе: Ляховицкий Моисей Шепшелевич (1893-1991). Газета «Родник», № 25, апрель 1993 г. С. 9. |
|||
|
Местечки Гомельской областиГомель • Брагин • Буда-Кошелево • Василевичи • Ветка • Городец • Давыдовка • Добруш • Дудичи • Ельск • Житковичи • Жлобин • Журавичи • Казимирово • Калинковичи • Ковчицы-2 • Комарин • Копаткевичи • Корма • Лельчицы • Ленин • Лоев • Люденевичи • Мозырь • Наровля • Носовичи • Озаричи • Паричи • Петриков • Печищи • Поболово • Речица • Рогачев • Свержень • Светлогорск • Скородное • Тереховка • Туров • Уваровичи • Хойники • Холмеч • Холодники • Чечерск • Щедрин • |
RSS-канал новостей сайта www.shtetle.com |
Главная |
Новые публикации |
Контакты |
Фотоальбом |
Карта сайта |
Витебская область |
Могилевская область |
Минская область |
Гомельская область |