![]() Проект «Голоса еврейских местечек. Гомельская область».פיתוח קשרי התרבות בין העמים של ישראל ובלרוס
|
---|
Поиск по сайту |
|
ГлавнаяНовые публикацииКонтактыФотоальбомКарта сайтаВитебская
|
Леонид СМИЛОВИЦКИЙМЕСТЕЧКО ЛЕНИН В БЕЛОРУССИИПосле революции 1917 г. местечко Ленин в Белоруссии неожиданно для своих жителей получило большую известность. Вряд ли нашелся бы человек, который, услышав его название, остался равнодушным. Большинство непосвященных полагали, что оно напрямую связано с именем основателя и руководителя советского государства. Веяние времени вызвало волну переименований, политическая топонимика развивалась бурно. На географической карте замелькали новые имена: Сталинград (Царицин), Зиновьевск (Кировоград), Молотов (Пермь), Куйбышев (Самара), Киров (Вятка), Ворошиловград (Луганск) и т. д. Составной частью идеологии нового строя стала персонификация имени “вождя мирового пролетариата”. После смерти Ленина в январе 1924 г. сотни городов и поселков по всей стране стали носить его имя, которое имело разные варианты - Ленинград, Ленинобад, Ленинокан, Лениногорск, Ленкорань, Лениндорф, три города Ленинска (в Узбекистане, Казахстане и Российской Федерации) и др. В Белоруссии название Ленино носили села Бобруйского, Горецкого, Добрушского и других районов; Ленинск - села Белыничского, Брагинского, Осиповичского и других, Ленинский - села Жабинковского, Краснопольского и Минского районов. В Горецком (1918 г.) и Слуцком (1921 г.) районах в Ленино переименовали деревни Романово, которые ассоциировались с именем последнего российского царя. На этом фоне, местечко Ленин Житковичского района Гомельской области составляло исключение, известное только узкому кругу краеведов, историков и самих его жителей. Местечко Ленин расположено на правом берегу реки Случ в 46 км от Житковичей и в 18 км от железнодорожной станции Микашевичи. До революции местечко входило в Мозырский уезд Минской губернии. Еврейская община в Ленине имела давнюю историю, следы которой остались на старом кладбище. В письменных источниках о нем впервые упоминали в 1568 г., когда король Польши Сигизмунд-Август пожаловал местечко князю Юрию Олелькевичу. В XVII веке Ленин перешел к Радзивиллам, а с начала XIX века - Витгенштейнам. В состав Российской империи местечко было включено после второго раздела Речи Посполитой в 1793 г. В 1866г. в нем проживало 437 жителей (77 дворов), в 1908 г. - 1019 чел. (196 дворов). Население было смешанным, первая Всероссийская перепись населения 1897 г. насчитала 753 еврея из 1173 жителей, потом это соотношение продолжало меняться в сторону уменьшения еврейской части. После революции 1917 г. евреи смогли придерживаться традиционного образа жизни во многом потому, что вскоре Ленин отошел к польскому государству. В местечке действовало отделение молодежной организации “Бейтар”, работала частная еврейская школа Арона-Лейба, которую посещало около 40 учащихся. К религиозным евреям польские власти относились “с пониманием”, препятствий при соблюдении традиции не чинили, были свои раввин, моэйхел и кантор. В Ленине действовали две синагоги на Новой и Подлипенской улицах - деревянные, с высоким фундаментом, печным отоплением и освещались газовыми лампами. Пожилые люди посещали их ежедневно, а в праздники и по субботам там собиралось все население местечка. “За польским часом” традицию соблюдало большинство евреев – обрезали новорожденных мальчиков, пекли мацу. Языком общения был идиш, говорили, что тот, кто не знает иврита, безграмотен, а если не знает идиш – не еврей. Популярными были книги Шолом-Алейхема, Хаима-Нахмана Бялика, Менделя-Мойхера Сфорима и др. Достатка большого не было, выбиться в люди и получить образование могли только единицы. С огромным уважением в Ленине относились к сыну оптовика Бреслера, который учился во Франции на врача. Когда он приезжал летом на каникулы к родителям, его звали к больным. Посещая бедные семьи, он никогда не брал плату за визиты, покупал лекарства за свои деньги. В сентябре 1939 г. Ленин присоединили к Белоруссии. Поскольку, в основном его население составляли люди неимущие, Советскую власть приняли хорошо. Вначале многие искренне радовались и приветствовали мероприятия по переустройству общества на социалистический лад. О том, что это означало на деле, узнали позже, когда исчезли товары и продукты из магазинов, стали арестовывать “заможных” (состоятельных) людей, проводить конфискации, национализации, укрупнения, коллективизацию, закрыли школу на иврите и запретили сионистские кружки. В 1940 г. Ленин из местечка был преобразован в районный центр Пинской области БССР. Население было интернациональным – около 2000 евреев (включая беженцев из Польши и евреев из окрестных сел), 1500 белорусов, 500 поляков, а также русские, украинцы, литовцы, латыши, немцы и др. О том, что война стала реальностью, начали понимать, когда Германия стала захватывать одну европейскую страну за другой. Об эвакуации не думали, хотя о преследовании нацистами евреев в Германии слышали, но надеялись, что их это не коснется. Красная Армия такая сильная, она, конечно, остановит и разгромит “гитлеровские полчища”. Почти никто из евреев никуда не уехал, большинство не успело, да и через старую границу “западников” советские пограничники не хотели пускать – боялись немецких шпионов. 16 июля 1941 года Ленин был оккупирован. Несколько десятков белорусов и поляков из райцентра и окрестных деревень попросились служить в немецкую полицию. Бургомистром Ленина сделали немца (фольксдойч) Макса, который до революции работал землемером у помещика Огаркова. Он пришел с немцами, его заместителем стал – Ольшевский, зять Макса. Начальником полиции назначили “местного бандита” Бориса по прозвищу Гергелиэс. Своих помощников нацисты одели в черную форму с белыми нарукавными повязками с буквой “Р” (polizia). Полицейский участок открыли недалеко от гмины по Советской улице. Свое отношение к еврейскому населению новые власти вскоре продемонстрировали. Первыми расстреляли семь евреев-комсомольцев, участников подполья, прятавших скот и колхозное имущество. Среди них были Арон Плит, Шимон Галенсон и Айзик Городецкий. Через три месяца, 6 ноября 1941г., казнили мужа Ханы Крейне, Левина и Флата, вышедших из окружения и вернувшихся домой из-под Бреста – красноармейцев Юдке Шустера и зятя Бадзеса. Накануне их избивали с такой жестокостью во дворе гмины, что крик несчастных был слышен на всю округу. По доносу Хилькевича расстреляли дочь Эти Городецкой Хаю, которая вопреки запретам купила у крестьянина воз дров. Женщину вывели за сарай вместе с тремя детьми – двумя близнецами 3-х лет и их старшим братом 15-ти лет. Мать и дочь расстреляли посередине улицы напротив дома печника Пейсаха. ![]() в годы Второй мировой войны немецкие оккупанты организовали еврейское гетто. Фото В. Акопяна. В конце июля 1941г. в Ленине устроили гетто. Солтас (староста) Кузьма объявил, чтобы все евреи собрались к гмине, а когда они пришли к дому Зарецких, на стул поднялся комендант, “главный бандит”, и объявил, что “по приказу Гитлера все евреи будут жить и работать на великую Германию по правилам гетто”. Это означало изоляцию от местного населения, обязательное ношение желтых лат, комендантский час с наступлением темноты, безвозмездный труд, запрет использовать освещение, не ходить по тротуарам, снимать головной убор при встрече с полицией и немцами, а в случае неподчинения – расстрел. Для своего удобства нацисты создали юденрат, председателем которого назначили Арона Мильнера. Через него они передавали свои бесконечные приказы о выплате контрибуции, отправке на работы, наложении взысканий, учете узников, поддержании внутреннего порядка в гетто, круговой поруке и пр. Гетто огородили двумя рядами колючей проволоки. В октябре у евреев отобрали весь скот – не только коней, коров, овец, коз, но даже домашнюю птицу. В марте 1942 г. трудоспособных мужчин из гетто двумя группами по 60 и 120 человек переправили в концлагерь Ганцевичи Брестской области (по другим сведениям, 230 из Ленина и 120 из Погоста). Первую массовую акцию нацисты провели 14 августа 1942 г. В местечке к тому времени собрали евреев всего района и окрестных деревень (1850 чел.). В большинстве это были старики, женщины и дети. Немецкие каратели при помощи белорусской полиции вывели обреченных на гору по дороге к деревне Полустевичи и расстреляли. Когда в тот же день известие о трагедии дошло до Ганцевичей, оставшиеся в живых евреи Ленина решили бежать. Именно они стали инициаторами побега, в котором приняли участие от 300 узников (по другим сведениям 450). Многие погибли, а уцелевшие присоединились к белорусским партизанами. У Бориса Гинзбурга в Ленине погибли родители Иосиф и Шейндля, шесть братьев и три сестры. После побега из трудового лагеря в Ганцевичах его приняли в партизанский отряд им. Калинина бригады им. Молотова Пинского соединения. Там Борис воевал до соединения с Красной Армией в апреле 1944 г. и добровольно вступил в нее. После освобождения Ленин утратил прежний облик. В нем уцелело только несколько кирпичных зданий. Это стало последствием тяжелых боев партизан против немецкого гарнизона, когда местечко несколько раз переходило из рук в руки. Те немногие, кому посчастливилось спастись, оказались босыми и разутыми. Нужно было продолжать жить, восстанавливать пепелища, растить детей. Не все к этому оказались готовы. После перенесенной трагедии у многих не осталось надежды, что на старом месте возможно возродить родной очаг. Начал давать знать о себе государственный антисемитизм, стали слышны разговоры, что евреи сами во всем виноваты, что они трусы, “воевали в Ташкенте”, безропотно позволили вести себя к ямам. В1945-1946 гг. целые семьи из Ленина воспользовались правом выезда из Советского Союза, как бывшие польские граждане. Через Польшу, Германию, другие страны Европы они добрались до Палестины. Молодежь участвовала в войне за Независимость Израиля в 1948 г. ![]() Установлен на пожертвования выходцев из местечка Ленин на кладбище г. Холон (Израиль) в начале 1970-х гг. Память о Белоруссии, перенесенных страданиях, родных и близких, погибших в годы Катастрофы навсегда осталась с теми, кто ее пережил. В 1957 г. уроженцы Ленина подготовили и издали на иврите монументальную мемориальную книгу памяти общины (Kehilat Lenin: Sefer Zikaron. Edited by M.Tamari. Former residents of Lenin in Israel and USA (Tel Aviv, New York, 1957). В объемном (407 страниц большого формата) и почти энциклопедическом издании было собрано все, что смогло уцелеть. Это воспоминания, фотографии, документы, свидетельства, рассказы современников, списки учащихся еврейской школы, показан социальный и профессиональный облик старинного еврейского местечка с XVII до XX вв. В наши дни в г. Холон (Израиль) продолжает действовать землячество “Ленин” (руководители – Сара Фогельман и Цви Иссерс). В городском поселке Ленин в 1973 г. на могиле почти двух тысяч расстрелянных поставили стелу, а в 1989 г. - памятник - скульптуру скорбящей матери. Нигде не была отмечена национальность жертв. По мысли советских идеологов, стандартная архитектура знаков памяти, как и их безликие надписи должны были сплотить после смерти тех, кто жил рядом долгие годы. Объясняли просто: если перед Родиной-матерью все равны, то зачем акцентировать внимание на одной отдельно взятой национальности? Такой подход считался проявлением интернационализма, а отказ – “буржуазным национализмом”. Попытки сделать надпись на идиш, поместить изображение магендовида или меноры пресекались, как происки сионизма. Жаловаться было некому. В стране “победившего социализма”, построенной по схеме: одна партия - один народ - одна идеология - одна история, все было предопределено. Память о трагедии хранили немногие евреи Ленина, пережившие оккупацию, и их дети. Ежегодно к годовщине массового расстрела 14 августа 1942 г. они собирались на “азкару” (поминовение). Люди приезжали не только из разных районов, областей и городов Белоруссии, но и далеко из-за ее пределов. Для этого многие в течение года откладывали деньги, готовились к встрече с родными местами, вспоминали прошлое. Азкара 1983 г. была омрачена чрезвычайным происшествием. В ноябре 1982 г. пять неизвестных, прибывших на легковой автомашине с литовскими номерами ночью, раскопали могильный холм на месте массового захоронения в бывшем поместье Огарковой на северо-западе от Ленина. В поисках “еврейского золота” они вывернули наружу кости и черепа, пролежавшие в земле 40 лет. Гробокопателей вспугнул местный тракторист, возвращавшийся домой за полночь. Неизвестные, чтобы их не разоблачили, прикинулись работниками милиции и потребовали у механизатора документы: “Откуда так поздно на тракторе?” На утро их след простыл. Местные власти значения происшествию не придали, могилу заровняли бульдозером. ![]() ![]() во время Второй мировой войны на территории кладбища. Фото В. Акопяна. Известие об этом событии не пошло дальше района, оно не было единственным, разоряли и другие могилы. Ленинские евреи поняли, что надеяться им не на кого и действовать нужно самим – гарантии, что вслед за литовскими придут новые “кладоискатели”, не было. Инициатором выступил Михаил Менкин, который предложил раз и навсегда закрыть доступ к праху убиенных. Для этого необходимо было накрыть могилу бетонными плитами и сверху поставить памятник. Михаил был из “второго поколения” Катастрофы - его родители Янкель Менкин и Люба Рабинович – уцелели чудом. Янкель родился в Старобине и попал в Слуцкое гетто, а Люба была из Ленина. После массовой акции 14 августа 1942 г. ее оставили в живых в составе группы из 28 евреев, помощь которых была срочно необходима нацистам. Девушка прекрасно шила, для нее собрали группу учениц-белорусок и приказали передать свое мастерство за месяц. Янкель и Люба бежали в лес и встретились в отряде Котовского Пинского партизанского объединения. Янкель организовал оружейную мастерскую, а Люба – портняжную. ![]() ![]() • Памятник на могиле евреев-комсомольцев, убитых нацистами. Михаил работал начальником отдела оборудования на комбинате нерудных материалов производственного объединения “Гранит” в Микашевичах - в 15 км от Ленина. Это было одно из крупнейших предприятий страны по производству щебня. С самого начала инициаторы строительства памятника решили не афишировать свои действия. Власти могли запретить его на любом этапе. Глыбы можно было взять лишь негабаритные - объемом больше одного кубического метра. Отпускать их разрешалось только для нужд местных жителей и работников комбината. К генеральному директору п/о “Гранит” отправились участники войны – отец Михаила Янкель Менкин и учитель Владимир Боярин - так было вернее, чтобы не отказали. Три 12-тонных автомобиля “КрАЗ”, тягач, подъемный кран и бульдозер заказали в Любани, чтобы не вызвало лишних разговоров. Это сделал бывший партизан Циклик, который бежал из Ганцевичей вместе с другими евреями Ленина. Он организовал доставку трех бетонных плит, которыми накрыли могилу. 9 сентября 1983 г., когда должен был состояться монтаж, Михаила, исполнявшего роль архитектора и прораба, срочно вызвали в Гомель – рожала жена. Откладывать было нельзя – власти в любой момент могли узнать о намерениях инициативной группы и отложить все “до лучших времен” или вообще запретить. Михаил передал чертеж и подробные инструкции отцу, который вместе с Бояриным и Цикликом довел дело до конца. З июля 1984 г. вся Белоруссия готовилась торжественно отметить 40-летие освобождения республики. К этой дате районные и сельские Советы получили директивные указания из Минска привести в порядок все места захоронений жертв второй мировой войны. Пользуясь случаем, Владимир Боярин “выбил” в инстанциях плиту из черного гранита, на которой решено было сделать надпись. Текст предложил Борис Лифшиц из Рязани. Во время побега из Ганцевичей у него убили отца, и это осталось у юноши незаживающей раной на всю жизнь. Важно было отметить еврейский характер захоронения, но как это сделать, если изображение магендовида, меноры и сам язык идиш фактически были под запретом? Нашли компромисс, совместив абстрактное понятие “мирные граждане” и слово “гетто”: Здесь в г/п Ленин 14. 08. 1941г. немецко-фашистские варвары В 1991 г. семья Менкиных выехала в Израиль и поселилась в Тель-Авиве. Когда идеология и политика перестали вмешиваться в отношения двух народов, стало возможно говорить правду и проявлять подлинные чувства. В книге “Память. Историко-документальная хроника Житковичского района” можно найти некоторые сведения о вкладе евреев в развитие края, прочитать о жизни наиболее выдающихся земляков-евреев, увидеть пусть еще неполные списки жертв по материалам Чрезвычайной государственной комиссии, собиравшей сведения о немецком геноциде в 1941-1944 г. Белорусский учитель Владимир Боярин организовал музей еврейской истории. Вместе с супругой Анной Ивановной они сначала открыли выставку, в которой представили дореволюционные и довоенные еврейские фотографии, подборки из старых газет и книг, краткие информационные сведения из справочных изданий. При поддержке Белорусского объединения еврейских организаций и общин из Минска временная выставка была преобразована в постоянно действующую экспозицию. Боярин установил связи с бывшими “ленинцами” в Израиле. Благодаря их помощи, содействию уроженца Ленина Эйлякима Рубинштейна (секретарь премьер-министра, ныне Генеральный прокурор Израиля), старинное еврейское кладбище было огорожено. Музей в Ленине остается одним из немногих народных музеев еврейской истории в Белоруссии. В день 50-й годовщины трагедии в Ленине 14 августа 1992 г. на пожертвования, собранные в Израиле и других странах, были открыты три обелиска на еврейском кладбище, установлены памятные знаки на местах, где стояли две синагоги и еврейская школа. Много лет назад причудливое стечение обстоятельств, игра слов, привели к возникновению названия Ленин у белорусского еврейского местечка. Не имея ничего общего с псевдонимом Владимиром Ульянова-Ленина, руководителя Коммунистической партии и Советского государства, оно стало не только курьезом. Этот каприз истории по-своему символичен. Не еврейские корни в происхождении “вождя мирового пролетариата” (его дед д-р А. Бланк по линии матери был евреем), а вклад евреев в развитие Белоруссии за 600 лет совместного проживания является более весомым с точки зрения Истории Леонид Смиловицкий, доктор исторических наук, Журнал «Мишпоха» № 10, 2001 г. |
|||
|
Местечки Гомельской областиГомель • Брагин • Буда-Кошелево • Василевичи • Ветка • Городец • Давыдовка • Добруш • Дудичи • Ельск • Житковичи • Жлобин • Журавичи • Казимирово • Калинковичи • Ковчицы-2 • Комарин • Копаткевичи • Корма • Лельчицы • Ленин • Лоев • Люденевичи • Мозырь • Наровля • Носовичи • Озаричи • Паричи • Петриков • Печищи • Поболово • Речица • Рогачев • Свержень • Светлогорск • Скородное • Тереховка • Туров • Уваровичи • Хойники • Холмеч • Холодники • Чечерск • Щедрин • |
![]() |
Главная |
Новые публикации |
Контакты |
Фотоальбом |
Карта сайта |
Витебская область |
Могилевская область |
Минская область |
Гомельская область |