Проект «Голоса еврейских местечек. Гомельская область».פיתוח קשרי התרבות בין העמים של ישראל ובלרוס
|
---|
Поиск по сайту |
|
ГлавнаяНовые публикацииКонтактыФотоальбомКарта сайтаВитебская
|
СКОРБЬ ПОЗНАНИЯПервая фашистская бомба упала на Речицу вечером 22 июня 1941 года. Жертв и разрушений она не принесла, и горожане продолжали свою неспешную, провинциальную жизнь. Евреи в Речице поселились давно. Согласно архивных данных они упоминаются в связи с пребыванием в Речице казаков Богдана Хмельницкого. Некий дьяк Купанов в сохранившейся записке сообщает, как полчища украинского гетмана избили евреев. По переписи 1897 г. евреи составляли более 60% населения города, в котором имелось 7 синагог, 2 частных еврейских училища и Талмуд-Тора. В 1920-х годах власти закрыли синагоги. В настоящее время в Речице синагоги нет, но, по утверждению старожилов, сохранилось здание, в котором располагалась одна из прежних. Хотя Речица и не входила в состав Польши, но как утверждает историк Л. Смиловицкий в очерке «Еврейская Речица», до 1939 г. в г. Речице работала и еврейская общеобразовательная школа на идише, после преобразованная в белорусскую. Если первая половина 30-х годов была периодом расцвета еврейской культуры Беларуси, то в 1937 г. отношение компартии Беларуси к языку идиш изменилось. Началось закрытие еврейских школ. В 1938 г. они почти полностью прекратили существование в Минске, а затем и по всей республике. Идиш стал рассматриваться как орудие в руках врагов советского народа. Накануне Второй мировой войны еврейского населения насчитывалось 24% от общего количества речичан. …В Речице эвакуация гражданского населения была объявлена 28 июня 1941 года. Поддавшись панике, жители, без продуктов питания наскоро собирали нехитрые пожитки. Некоторые направлялись на пристань, пытаясь выбраться из города водным путем, но, напрасно прождав несколько дней, возвращались обратно. Такая ситуация продолжалась около двух недель. К середине июля 1941 г. республиканские власти перебазировались в Гомель и начали заниматься организацией эвакуации. А. Коганович высказывает предположение, что к этому моменту уже была известна информация о расстрелах евреев, и местные власти получили устные инструкции о важности эвакуации евреев. Возможно, это было сделано и по личной инициативе. Речицкие руководители ходили по еврейским домам и убеждали евреев эвакуироваться, для чего необходимо было лишь предъявить справку о разрешении на выезд. Никто не регламентировал посадку в организованные поезда товарных вагонов, и уехать мог любой. Проблема была в другом: далеко не все евреи хотели эвакуироваться. Их страшила неизвестность, далёкая дорога. Те, кто помнил немецкую оккупацию Речицы в 1918 г. и кто побывал в Германии в Первую мировую войну уверяли, что для простых евреев немцы не представляют никакой опасности. Такое мнение распространяли жители Речицы Арон Атлас, Исраэль Пекаровский и др. Однако быстро приближался фронт, увеличивался поток беженцев из Западных районов Беларуси, способствовавший распространению в городе панических настроений. Большая часть ещё остававшихся в Речице евреев решилась на эвакуацию. Удобное расположение города, некоторая удалённость от польской границы, поздняя оккупация (20-е числа августа 1941), наличие железной дороги и речного пути, а также организация эвакуации дали возможность уехать из города всем желающим… …Во второй половине августа 1941 г. Речица была оккупирована фашистами. С первых дней оккупации в городе были организованы гестапо, полиция безопасности (СД), русская полиция безопасности, местная гражданская полиция, тайная полевая полиция, полевая жандармерия, охранная полиция (шуцполиция), караульная команда при военной комендатуре и отряд войск СС. Речица была включена в Житомирский гебиткомиссариат рейхскомиссариата Украины. В первую очередь немцы подвергли репрессиям представителей партийно-советского актива и членов их семей, остававшихся в городе. Через две недели после оккупации еврейское население получило приказ нашить жёлтые шестиконечные звезды, а на спине написать «Jude». С этого времени немцы, и белорусские полицаи расстреливают евреев по одиночке или небольшими группами, глумятся над стариками и женщинами, пугают детей. Старожилы города рассказывают о том, как З. Блюмкину немцы заставляли топить своих детей, а когда женщина отказалась, утопили её вместе с ними; как возле старо-русского кладбища немцы поймали старика-еврея и, привязав его веревкой за шею, периодически опускали в колодец. Страдания этого человека вызывали у них громкий смех. В качестве зрителей привели группу евреев, которых потом расстреляли, а старика утопили. На еврейском кладбище немцы, кощунствуя, упражнялись в стрельбе по надгробьям. Их поведение не отличалось разнообразием – точно так они поступали и в других городах: убивали, сжигали, разрушали. Однако страдания евреев только начинались. По свидетельству жительницы города Е. Матвеевой немцы приказали бывшему меламеду Исраэлю Малинковичу составить список оставшихся евреев, полагая, что он хорошо знает жителей Речицы. Малинкович список составил, но нацисты убили его ещё до создания гетто. Имеются предположения, что это произошло из-за невозможности уплатить большую контрибуцию, которой обычно облагалось еврейское население. В отличие от других городов Беларуси, даже с меньшим числом евреев, в Речице не было создано юденрата, а функции старосты выполняли белорусские полицаи, направляя евреев на тяжёлые и унизительные работы. Именно в Речице был опробован метод поголовного истребления евреев в Белоруссии. Для этого в начале сентября 1941 г. более 200 мужчин-евреев от 15 до 50 лет под предлогом отправки на восстановление моста через Днепр согнали в один из домов фабрично-заводского района Речицы. Через несколько дней их расстреляли в двух километрах от города. Об этом рассказали крестьяне, которым было приказано закопать трупы в противотанковом рву. После этого стало ясно, что никому из евреев выжить не удастся. Некоторые еврейские семьи предпринимали запоздалые попытки выбраться из города. Но удачным оказался лишь побег семьи Добрушкиных, состоящей из семи человек. Чудом им удалось выбраться из Речицы, пешком пройти по тылам противника и перейти линию фронта в Орловской области. В 20-х числах ноября 1941 года немцы в двух двухэтажных зданиях на территории бывшей городской тюрьмы в фабрично-заводском районе, на углу улиц Советская и Фрунзе, устроили гетто и обнесли его колючей проволокой высотой в два метра. Узники содержались в тесноте, по сорок человек в каждой комнате. Вход и выход из гетто осуществлялись через проходную будку. …Речицкое гетто было закрытым и тщательно охранялось. Тех евреев, кто не явился по приказу, искали по домам и силой приводили в гетто. В Речицу доставлялись и евреи, обнаруженные в окрестных деревнях. До конца второй декады декабря 1941 года немцы продолжали вывозить евреев на расстрел, объявляя, что везут в совхоз на уборку овощей. В каждом районе города находились расстрельные ямы. Примерно к 20 декабря гетто было полностью ликвидировано. Среди погибших в Речице евреев было несколько десятков беженцев из западных мест, которые оказались в Речице, так как не успели уехать дальше на Восток. Сегодня большой проблемой изучения нацистского геноцида в Речице является определение истинного числа погибших евреев. Согласно отчета ЧГК, основанного на показаниях Е. Матвеевой и составленного в ноябре 1943 г. в Речице было расстреляно 3000 евреев. Эти цифры фигурируют во всей историографии, касающейся Холокоста в Речице. По анкетам Национального Института памяти жертв нацизма и героев Сопротивления «Яд ва-Шем» удалось также составить список евреев, погибших в Речице. Сопоставляя оба списка и учитывая, что многие речицкие евреи эвакуировались или были призваны в армию, число погибших евреев в Речице за время войны можно оценить в 1400 человек. 18 ноября 1943 года в ходе наступательной операции, вошедшей в историю войны как Гомельско-Речицкая, город Речица был освобождён от фашистов. В послевоенные годы в Речицу вернулись евреи из эвакуации, демобилизованные из Красной Армии и партизанских отрядов, переселились из окрестных деревень, местечек и районных центров. В 1946 году родственники расстрелянных перезахоронили останки жертв на еврейском кладбище, расположенном в черте города, и на собранные пожертвования поставили кирпичный памятник с магендавидом. Сегодня это кладбище является единственным действующим еврейским кладбищем в Гомельской области. В 1994 году на месте этого скромного памятника был воздвигнут другой, гранитный памятник трём тысячам речицких евреев, павшим от рук фашистских палачей. Надпись на иврите и русском языке сообщает, что «Здесь захоронены мирные люди, убитые гитлеровцами 25 ноября 1941 г. Родными они преданы земле и Богу. Кровь людская напрасно не должна пролиться». На обратной стороне памятника изображена менора и лаконичная надпись «3000! За что?». На митинге по случаю открытия памятника, подчеркивалось, что это – дань скорбной памяти не только по загубленному мирному еврейскому народу, но и по тем евреям, которые мужественно сражались и погибли на фронтах Великой Отечественной Войны, в партизанских отрядах. Годом раньше в деревне Холмечь Речицкого района был установлен такой же памятник 57-ми расстрелянным в 1941 г. евреям. На мраморной плите – звезда Давида и надпись: «Преклони колени, стар и млад. Отрывки из семинарской работы по курсу «Скорбь познания»
|
|||
|
Местечки Гомельской областиГомель • Брагин • Буда-Кошелево • Василевичи • Ветка • Городец • Давыдовка • Добруш • Дудичи • Ельск • Житковичи • Жлобин • Журавичи • Казимирово • Калинковичи • Ковчицы-2 • Комарин • Копаткевичи • Корма • Лельчицы • Ленин • Лоев • Люденевичи • Мозырь • Наровля • Носовичи • Озаричи • Паричи • Петриков • Печищи • Поболово • Речица • Рогачев • Свержень • Светлогорск • Скородное • Тереховка • Туров • Уваровичи • Хойники • Холмеч • Холодники • Чечерск • Щедрин • |
RSS-канал новостей сайта www.shtetle.com |
Главная |
Новые публикации |
Контакты |
Фотоальбом |
Карта сайта |
Витебская область |
Могилевская область |
Минская область |
Гомельская область |