![]() Проект «Голоса еврейских местечек. Минская область».פיתוח קשרי התרבות בין העמים של ישראל ובלרוס
|
---|
Поиск по сайту |
|
ГлавнаяНовые публикацииКонтактыФотоальбомКарта сайтаВитебская
|
Аркадий ШульманПОСЛЕДНИЙ ЕВРЕЙ НАЛИБОКСКОЙ ПУЩИМестечки Налибокской пущи были родными местами для многих еврейских семей. Они жили в Ивенце, Налибоках, Камене, Волме, Рубежевичах, Деревно, других деревнях. Занимались ремеслом, в том числе, прославившем Ивенец гончарным промыслом, были балагулами (ломовыми извозчиками), торговали, арендовали сады, леса, озера. Воспитывали детей и мечтали об их счастливом будущем, хоронили стариков и берегли память о них. История налибокских евреев, насчитывает несколько веков. В годы Великой Отечественной войны в Налибокской пуще базировались еврейские партизанские отряды Шолома Зорина и братьев Бельских. Июньским днем 1942 года фашисты и их приспешники расстреляли в Ивенце узников гетто. В день 70-летия расстрела Ивенецкого гетто, а сюда были загнаны не только местные жители, но и евреи из близлежащий местечек и деревень, к памятнику пришло местное руководство, ветераны войны, школьники. Среди тех, кто пришел почтить память погибших, было два местных еврея. Два пожилых человека, которые помнили Ивенец другим. Это и есть весь личный состав нынешней еврейской общины. Иосифа Канторовича привезли к памятнику на инвалидной коляске. – Поговорите со мной? – спросил я. – Конечно, – с заметным еврейским акцентом ответил он. – Я же отсюда, из Волмы. Здесь родился в 1925 году. Хорошо помню довоенное время. Здесь, – он показал на огороженный участок вокруг памятника, – мои родственники лежат. – Расскажите о Вашей семье. – До 1939 года мы жили при Польше, наше местечко находилось почти на самой границе, а дом стоял от границы и вовсе в двухстах метрах. Но сказать, что поляки нас трогали – никогда. Синагога была, молились. Я ходил в хедер. Правда, по вечерам надо было занавешивать окна с большевицкой стороны. Культурно все было, хотя, конечно, были и пьяницы, и хамы. Мы жили неплохо. У нас был большой дом, свой магазин, маленькая пекарня, лошадь была. Хватало всего. А дед и вовсе был богатый человек. Его звали Залман Канторович, а отца – Эли Канторович. Отец любил поговорить. Новая власть это сразу увидела. К нам стал приходить еврей-чекист. Он подолгу беседовал с отцом. На второй день войны мы собрались уходить на восток. В Волме как стояли пограничники при Польше, как и при Советах стояли военные. Только проволоку сняли с того места, где была граница. Я сам скатывал ту проволоку. Так вот красноармейцы вышли с саблями и никому из Волмы не разрешали уходить. фашистского геноцида. К 25 июня в Волме собралось много народа. Люди шумели, просили. Потом решили послать к начальнику воинской части мою сестру Мусю. Ей было тогда 22 года, она работала директором школы, боевая девушка. Начальник воинской части был еврей. Она пришла к нему и сказала: – Коровы порезаны, свиньи порезаны, ничего не осталось. Выпусти людей. Он сначала сказал: "Нет!" А потом развернулся и ушел. Сестра поняла, что разрешить он не мог, а людей пожалел, наверное, догадывался, что с ними будет. Муся вернулась к людям и сказала: "Пошли. Ничего с нами не сделают". Когда мы переходили старую границу, услышали вдогонку всего один выстрел. И пошли, пошли, пошли… Аж до Брянска пешком дошли… По разному нас встречали. Были те, кто помогал, а были и такие, кто колодцы закрывал, воды не давал. – Кто из Ваших остался в Волме? – Мой отец вывел 24 человека. Он хотел, чтобы вся община ушла из Волмы, но некоторые сказали, что они уже старые, и не могут идти, другим было жалко своего добра. В доме осталась моя бабушка и домработница. Когда немцы зашли в Волму, они выгнали домработницу, а бабушку расстреляли. Наш дом сожгли. В Ивенце жил мой дядя – Пиня Залманович Канторович. Он до войны окончил Варшавский университет. Был хороший врач, очень грамотный человек. Советы сбили над Ивенцом немецкий самолет. Летчик выпрыгнул на парашюте. Был ранен. Его положили в больницу. На поправку дело не шло. Немцы сказали, что врачи плохо лечат летчика. В Ивенце было три врача, все евреи. Немцы их расстреляли и моего дядю убили тоже. Немцы приказали собраться всем евреям. Вывели каждого десятого и расстреляли. Я в годы войны был в Магнитогорске, работал на металлургическом комбинате. Отца в 1944 году, после освобождения Белоруссии, вызвали в Ивенец, для восстановления народного хозяйства. Он работал сначала в волостном управлении, потом был председателем сельпо. Брат Моисей после тяжелого ранения вернулся с фронта в Ивенец. Сестра сюда приехала. Семья стала собираться вместе, а меня из Магнитогорска не отпускали. Я к директору, а он: "Никто не имеет права тебя отпускать с такого завода". В первые послевоенные годы в Ивенце жило около 70 евреев: вернулись с фронта, пришли с партизанских отрядов, приехали из эвакуации. Я вернулся в Ивенец только в 1954 году. Заработанные в Магнитогорске деньги отдал отцу, купили мы в Ивенце домик. Так я жил. Заведовал складом в РайПО… Сегодня в Ивенце можно по пальцам пересчитать тех, кто помнит не то что довоенное, а первое послевоенное время… |
|||
|
Местечки Минской областиМинск • Березино • Бобр • Богушевичи • Борисов • Вилейка • Вишнево • Воложин • Городея • Городок • Греск • Грозово • Дзержинск • Долгиново • Дукора • Дулебы • Зембин • Ивенец • Илья • Клецк • Копыль • Красное • Кривичи • Крупки • Куренец • Ленино • Логойск • Лоша • Любань • Марьина Горка • Молодечно • Мядель • Налибоки • Нарочь • Несвиж • Новый Свержень • Обчуга • Плещеницы • Погост (Березинский р-н) • Погост (Солигорский р-н) • Птичь • Пуховичи • Раков • Рованичи • Рубежевичи • Руденск • Селиба • Свирь • Свислочь • Слуцк • Смиловичи • Смолевичи • Старобин • Старые Дороги • Столбцы • Талька • Тимковичи • Узда • Уречье • Ухвалы • Холопеничи • Червень • Черневка • Шацк • |
![]() |
Главная |
Новые публикации |
Контакты |
Фотоальбом |
Карта сайта |
Витебская область |
Могилевская область |
Минская область |
Гомельская область |