Проект «Голоса еврейских местечек. Могилевская область».פיתוח קשרי התרבות בין העמים של ישראל ובלרוס
|
---|
Поиск по сайту |
|
ГлавнаяНовые публикацииКонтактыФотоальбомКарта сайтаВитебская
|
Александр Литин, Ида ШендеровичРЯСНО, ИСТОРИЯ МЕСТЕЧКА
Развалины усадьбы помещиков Спытковых XIX в.
Рясно (Рясна) – деревня, входящая в состав Дрибинского района Могилевской области, центр Рясненского сельсовета и совхоза, расположена на бывшем почтовом тракте из Могилева в Мстиславль при реке Вербовке. Сегодня здесь работает хлебопекарня, средняя и начальная школы, дом культуры, в 1990-х – спиртзавод. 326 дворов, 1008 жителей (2001 г.). До Дрибина – 20 км, до железнодорожной станции Темны Лес – 12 км. Стоит на пересечения автодорог Могилев – Мстиславль и Дрибин – Долговичи. Рясно известно с XIV века, как город. Первое упоминание о городе Рясно относится к 1335 году. По поводу происхождения названия села существует несколько мнений. По мнению белорусского исследователя В.А. Жучкевича, в основу происхождения легло белорусское название растения росянки – Рясно. В начале XVI века Рясно – уездный город Мстиславского княжества. В 1708 г. (в период Северной войны) здесь стояли российские войска – Преображенский и Семёновский полки. В 1753–1773 существовала иезуитская миссия. После первого раздела Речи Посполитой (1772 г.) Рясно вошло в состав Российской империи, владение графа Патея. Жители, кроме земледелия, занимались кузнечным, портняжным, гончарным, промыслами. С 1784 Рясно – местечко: 218 жителей, 63 дворов. С 1861 г. Рясно – центр волости, 638 жителей, 93 деревянных дома, церковь, костел, синагога, две молитвенные школы. В 1865 г. – 883 жителя. В 1890–1913 гг. – винокуренный завод.
Развалины хозпостроек усадьбы помещиков Спытковых.
К концу XIX века в Рясно действовали водяная мельница, круподерка, маслобойка, винокуренное производство, лавка, питейный дом и др. В 1897 г. Рясно вновь получает статус местечка и имеет церковь, костел, синагогу и три еврейских молитвенных дома, почтово-телеграфное отделение, богадельню, 39 лавок и др. До 1924 г. Рясно – центр уезда, с 1924–31 гг. – центр района. Территория Рясненскога района была присоединена к современным Дрибинскому, Чаусскому и Мстиславскому районам. Большую часть населения Рясно составляли евреи. Сохранилось еврейское кладбище, которому более 300 лет. После революции в 1920 г. была создана сельскохозяйственная коммуна «Маяк», больница, народный дом, изба-читальня, в 1928 г. – швейная артель «Серп и молот», организованы артели извозчиков, строителей, портных – «Красная игла», построены масло-спиртзаводы. В 1933 г. открыта портняжная мастерская артели «2-ая пятилетка». Большая часть еврейского населения Рясно погибла в 1942 г. После войны еврейская община не восстановилась. В 1990 г. в деревне построен поселок для переселенцев с территорий, загрязненных вследствие аварии на ЧАЭС.
Еврейское кладбище.
ХолокостПо данным Национального архива Республики Беларусь об уничтожении еврейского населения на территории Дрибинского района, опубликованным в книге «Память. Дрибинский район» в м. Дрибин 30 сентября 1941 г. было уничтожено 800 евреев, в д. Рясно в марте 1942 г. – около 600 человек, в д. Черневка в сентябре 1941 г. – 600 человек. …Перед расстрелом детей отделили от взрослых. Матери не хотели расставаться с детьми, и гитлеровцы отнимали их насильно. В ров вместе с расстрелянными были сброшены несколько десятков живых детей и вместе с трупами засыпаны землей… Документы ГЧК свидетельствуют: Расстрелы мирных граждан производились, как и единоличными случаями, также и массовыми, особенно граждан еврейской национальности, как-то: 1. В марте месяце 1942 года (3 марта И.Ш.) в м. Рясно прибыл карательный отряд немцев в количестве 30–40 человек, который при помощи полиции собрал все еврейское население как местное, так и эвакуированное: мужчин, женщин, детей, стариков и погнал их в овраг восточнее м. Рясно, расстоянием 1,5 км. Здесь была совершена жестокая расправа с евреями – все были расстреляны немцами из автоматов. Прежде чем расстрелять людей, была снята одежда и обувь, и они остались в нижнем белье, после чего живьем клали по несколько человек в ранее приготовленные ямы и стреляли по ним из автоматов. В этот день погибло ни в чем не повинных советских граждан м. Рясно около 600 чел. Это подтверждают граждане м. Рясно, счетовод колхоза «Советская Беларусь» Рыбаков Г.Я., который сам лично закапывал трупы погибших, и Иванова К.Л., которая знает некоторых погибших местных граждан, как: Ривкина Рива, Морина Соня, Каган Янкель и т.д. Дальше свидетели показывают, что в то время немцами был создан приказ, чтобы за каждого убитого немца убивать 5 человек русских, а за каждого раненого немца убивать трех русских. Опять на протяжении нескольких дней расстреливались русские и белорусы как заложники и за связь с партизанами. Кроме того, немецкая комендатура расстреливала бойцов и командиров Красной Армии. Таким образом, в м. Рясно было расстреляно по неполным данным около 800 человек мужчин, женщин, детей и стариков. В Рясно гитлеровцы оставили в живых несколько девушек и женщин, над которыми издевались: на них, босых, в одних рубашках, возили воду, а через несколько дней убили. (Из акта Комиссии по установлению и расследованию злодеяний, учиненных против советских граждан немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками на территории Дрибинского района Могилевской области Белорусской ССР от 5-го ноября 1944 года)
Бывший еврейский поселок Пески.
Из воспоминаний Соловьевой Веры Григорьевны, 1934–2006 гг. До войны рядом с Рясно было еврейское поселение Пески, там потом сделали еврейскую коммуну «Коммунистический шлях». Когда пришли немцы, евреев заставили нашить на одежду желтые «лапики» – нашивки, но ходили они поначалу свободно. Примерно через полгода их согнали на три улицы в центре и обгородили это место колючей проволокой. Тогда их никуда не пускали. Коней из колхоза немцы раздали по семьям. Однажды моя старшая сестра получила наряд явиться с лошадью во двор пожарной части. Она поехала. Собралось много людей с подводами. Никто не знал, зачем их вызвали. Стояли и полицейские. Среди них разные люди были. Многие молодые парни 1926-1927 г. р. шли в полицию, чтобы их не отправили в Германию. Один знакомый сестры молодой полицейский из Черноречья сказал ей, чтобы под любым предлогом ехала домой, потому что их собрали, чтобы куда-то возить евреев. Говорили, что погонят их в Мстиславль. Собрали всех евреев и окружили полицейскими. Немцев-карателей приехало всего трое. Стоял ужасный крик. Мороз был под 40 градусов. Местному населению выходить на улицу было запрещено. Мы продышали дырочку в наледи на замерзшем окне и видели, как они шли. Некоторые были босые, раздетые. Детей вели за руки. Они кричали и плакали от холода. Одна молодая женщина несла на руках ребенка, а другой малыш шел рядом, держась за юбку. Он плакал: «Мамочка, мне холодно!». А она гладила его по голове и говорила: «Сейчас, сыночек, нас всех погреют». Всех согнали в здание, а потом водили партиями человек по 25 на расстрел. Всех расстреливали у большого оврага – Лисьего рва. Это место еще называли Крумолы. Перед расстрелом раздевали до нижнего белья или совсем. Приказывали спуститься в ров и лечь на трупы. Расстреливал в затылок высокий немец с автоматом. Одна девушка спряталась в высокий снег. Никто не заметил. Когда расстрел закончился она тихонько позвала знакомого Гришку Рыбакова, который стоял с лопатой и ждал команды закапывать трупы. Гришкин сын в полиции служил, а дочь переводчицей у немцев была. Гришка позвал немца, чтобы девушку расстреляли. Местные жители, которым бургомистр давал наряды – ходили засыпать яму еще несколько дней, снег таял на телах.
Ряснянская комсомольская ячейка. 1925 г.
Когда все закончилось, мы вышли на крыльцо и все плакали. Одного старика Алтера везли на телеге. Он был седой, без шапки. Он крикнул маме: «Прощай!». Мама сказала, что, может быть, их еще куда-то отвезут, а он ответил: «Нет, нас где-то здесь закопают». Одна женщина за три дня до расстрела спряталась со своим трехлетним сыном на чердаке под лежаком. Дом обыскали и нашли их. Когда вели на расстрел, женщина просила всех, плакала: «Людечки, возьмите ребенка, у него русский отец, у него же русская кровь!». Но никто не мог подойти и взять. Молодая девушка, еврейка Дашкевич из Дрибина, дошла до деревни Башары и попросилась переночевать. Ее отец был председателем сапожной артели. Она сказала, что ее вместе с другими молодыми людьми и подростками погнали пешком куда-то для отправки в Германию, а она по дороге удрала. Эта девушка пряталась у старушки в погребе до освобождения. Она осталась жива, стала журналисткой. (Из архива могилевской инициативы «Уроки Холокоста»). Из воспоминаний Пусовского Ивана Терентьевича, 1927 г.р. Перед расстрелом евреев собрали на площадь. Рассказывали, что перед расправой, когда евреев собирали, религиозный старик Хаим Кац, лет 80-ти, вышел вперед и сказал, чтобы не кричали, не плакали, что такая их участь – умереть.
Еврейский драмкружок. 1926 г.
Когда вели их по улице, один молодой рослый мужчина лет 30-ти по фамилии Подвальный бросился бежать в переулок, немец застрелил его прямо в затылок. После войны вернулось еврейских семей всего восемь. С фронта вернулись немногие. Сейчас у нас евреев нет. В Песках жили евреи. Довид Шнейдерман был председателем еврейской коммуны. Там было 3–4 семьи. Там и русские были. В синагоге в 1939–1940 гг. сделали слесарную мастерскую. Много у нас жило евреев. Помню свою учительницу-еврейку Галкину Анну Григорьевну, заготовителя Росновского, Подвального, Бляхера – начальника пожарной части, Тайцель был председателем сельсовета, его жена Тайцель (Гуревич) Роза Владимировна и Меламед Елизавета преподавали русский язык в школе, председателем сельсовета был также Флейер. Многие работали в магазинах, заготовителями. Была кузнечная и портняжная мастерская, где евреи работали. Было два парикмахера. Жили дружно. Мой отец очень дружил с евреями, даже древнееврейский язык знал. Когда отец в 1940 г. заболел, его друзья-евреи возили его в Смоленск на операцию.
Пиня Меськин.
Председатель Ряснянского сельсовета. 1927 г.
А.Г. Хавич.
В школе у нас был учитель немецкого языка, когда война началась, я видел его в немецкой форме, говорят, его расстреляли. Сосед Залман Крендель пытался уехать, когда война началась, проехал десяток–другой километров и вернулся почему-то. Его тоже немцы расстреляли. Среди расстрелянных были две девушки-москвички, которые приехали к дедушке Алтеру на каникулы. После войны вернулись немногие: Мерин Гетька – кузнец и Мерин Моисей Исаакович, Орчик, Залман, Изя Чаусер (он потом переехал в Дрибин), Исаак из Дрибина, Эрман и др. (Из архива могилевской инициативы «Уроки Холокоста»). Из воспоминаний Гудковой Нины Владимировны. Жили до войны в Рясно семьи Берман, Певзнер. Шнейдерман Израиль Соломонович – учитель биологии, погиб на фронте. В первые дни оккупации было расстреляно шесть активистов. Среди них: Певзнер Липка и Бляхер. Погибли во время расправы: Гуревич Роза Владимировна, Левин – хороший столяр, Каган – продавец, технолог спиртзавода Шпунт Абрам Соломонович, Кива из заготмагазина. (Из архива могилевской инициативы «Уроки Холокоста»).
В еврейском колхозе. 1922 г.
Из воспоминаний Даниловича Ивана Константиновича, 1928 г.р. Во рву в Рясно погибли: Шнейдерман Израиль Соломонович – учитель географии, Чаусер Нина Соломоновна – учитель начальных классов, одноклассники Хайкин Вэля и Доба Лера, 1928 г.р., Абрамова Хася, приехавшая из Москвы в гости с ребенком к старшей сестре, Галкина Анна Григорьевна – учительница белорусского языка, Белостоцкий – аптекарь, Горлачев Нохем, Фишкин Самсон. Горлачев Абрам Нохемович, комсорг, сумел сбежать накануне расстрела, пришел в Заполье к моему старшему брату. Там ему дали еду, и Абрам ушел по рву в лес. Но его выследил кто-то из односельчан и заложил полицаям. Абрама убили и зарыли прямо во рву между Запольем и Мацутовкой. (Из архива могилевской инициативы «Уроки Холокоста»). Из воспоминаний Науменко Ивана Петровича, 1927 г.р., жителя деревни Мацутовка. Уехали в оккупацию немногие евреи из Рясно, почти всех убили здесь. В начале оккупации евреев заставили пришить желтые заплатки, потом согнали на огороженные улицы, но разрешали ходить по деревням подрабатывать. Они рассчитывали, что будут жить. Это продолжалось не больше месяца. В марте 1942 г. улицы, где жили евреи, оцепили и согнали всех в пекарню. Кто-то пытался бежать, но ловили и расстреливали. Один парикмахер-еврей забежал в больницу, где лечились раненые военнопленные. Но его там нашли.
Семья Якова и Фени Каган, погибших во время
массовой казни евреев 3 марта 1942 г. Первыми расстреляли молодых мужчин. Потом детей, женщин, стариков. Ставили к яме по двое. Я был еще пацаном, меня по наряду посылали закапывать трупы. Было очень холодно. Лежал снег. Одна девушка, она 10 классов закончила, преподавала в школе, спряталась в груду одежды, когда одежду забирали, ее нашли и застрелили. Мы кидали вечером снег на неостывшие тела, а он таял. Наутро опять собирали людей, чтобы закапывали. Полицейские стояли в оцеплении. Стреляло двое немцев. Третий, в высокой фуражке, стоял рядом. Перед расстрелом евреев заставляли раздеваться. Одежду и все вещи, что собрали из хат, где жили евреи, свезли в магазин, где до войны работал Сорин. Видимо, объявили, что будут раздавать. Перед магазином собралась толпа людей и из нашей деревни и из соседних. Немцы из гарнизона, что стоял у нас, выкидывали одежду из окон, вспарывали подушки и тоже кидали в толпу. Перья разлетались. Мужики ловили вещи, а немцы фотографировали. Памятник поставили после войны сами евреи на свои деньги в 50-х годах. Со мной учился Яша Кукуй. Были два брата Мериных, кузнец Гетька Мерин, до войны и после войны был заготовитель Шнур. (Из архива могилевской инициативы «Уроки Холокоста»). (Из путеводителя «Забытые местечки могилевщины», составители И. Шендерович, А. Литин, Могилев, 2009 г.) Евреи – уроженцы местечка РясноКац Арон Давидович – генерал-майор Советской армии, ветеран войны. Родился в бедной семье. В армии с 1919 года, окончил военно-инженерную академию. В 1942–1944 гг. – начальник Управления формирования войск Красной Армии. В годы Великой Отечественной войны сыграл одну из главных ролей в мобилизации, формировании и комплектовании Вооруженных Сил СССР. В 1947 году уволен в отставку. В 1950 г. арестован и осужден как член Еврейского антифашистского комитета. Чудом выжил, был освобожден и реабилитирован в 1956 году. Казанов Борис – современный русскоязычный израильский писатель. Родился в семье музыканта. В годы Великой Отечественной войны был в эвакуации на Урале. В 1946 году вернулся на родину. Окончил филологический факультет Могилевского педагогического института (1962). Публикуется с 1962 года. Член Союза писателей СССР с 1987 года. В 1964 году переехал в Минск. Работал специальным корреспондентом газеты «Літаратура і мастацтва», корреспондентом Белорусского радио (1964–1966), старшим редактором на Белорусском телевидении (1968–1971). Участвовал в географических экспедициях в Арктике, Беринговом и Охотском морях, плавал на судах Тихоокеанского управления промысловой разведки и научно-исследовательского флота. Национальная литературная премия «Золотое перо Руси-2006» в номинации «проза» за рассказ «Москальво». В 1995 году покинул Минск и переселился в Кармиэль (Израиль). Ныне живет в поселке Кацрин. Фото Александра Литина
|
|||
|
Местечки Могилевской областиМогилев • Антоновка • Бацевичи • Белыничи • Белынковичи • Бобруйск • Быхов • Верещаки • Глуск • Головчин • Горки • Горы • Гродзянка • Дараганово • Дашковка • Дрибин • Жиличи • Завережье • Кировск • Климовичи • Кличев • Коноховка • Костюковичи • Краснополье • Кричев • Круглое • Круча • Ленино • Любоничи • Мартиновка • Милославичи • Молятичи • Мстиславль • Напрасновка • Осиповичи • Родня • Рудковщина • Рясно • Самотевичи • Сапежинка • Свислочь • Селец • Славгород • Староселье • Сухари • Хотимск • Чаусы • Чериков • Черневка • Шамово • Шепелевичи • Шклов • Эсьмоны • Ясень • |
RSS-канал новостей сайта www.shtetle.com |
Главная |
Новые публикации |
Контакты |
Фотоальбом |
Карта сайта |
Витебская область |
Могилевская область |
Минская область |
Гомельская область |