Проект «Голоса еврейских местечек. Могилевская область».פיתוח קשרי התרבות בין העמים של ישראל ובלרוס
|
---|
Поиск по сайту |
|
ГлавнаяНовые публикацииКонтактыФотоальбомКарта сайтаВитебская
|
ИСТОРИЯ МЕСТЕЧКА ДАШКОВКА
Въезд в Дашковку со стороны Могилева.
Дашковка – деревня, центр сельсовета Могилевского района, расположена на высокой террасе правого берега Днепра. Автодорогами связана с Могилевом и Быховом, железнодорожная станция находится на линии Могилев — Жлобин. Название местечка связывают с названием речки Дашка (вариант женского имени Дарья). Время основания деревни датируется разными исследователями от 1597 до 1720 гг. По статистическому описанию Могилевской губернии за 1784 г. село относилось к разряду местечек. Время поселения здесь евреев точно неизвестно. После вхождения восточно-белорусских земель в состав Российской империи местечко Дашковка Могилевской губернии Старо-Быховского уезда в качестве родового имения получили дворяне Жуковские. До сих пор сохранились постройки дворянской усадьбы с пейзажным парком. В период Северной войны между Россией и Швецией, в 1708 г., военные действия, которые начались в д. Дашковка, закончились разгромом шведов во главе с королем Карлом XII в битве при Лесной, которую Петр I назвал «Матерью Полтавской баталии».
Днепр в районе Дашковки.
В 1812 г. около Дашковки происходило сражение генерала Раевского с корпусом маршала Даву. Бой продолжался весь день и стоил французам потери 3,5 тысяч, а Раевскому – 2,5 тысяч человек. Раевский отступил, но это сражение дало возможность Багратиону 26 июля беспрепятственно добраться до Нового Быхова и перейти там Днепр. Русская сторона считала себя победившей, полагая успехом провал планов Наполеона отрезать 2-ю армию. Французы, в свою очередь, гордились тем, что сдержали напор Багратиона под Могилёвом. Отставной генерал-майор М.О. Без-Корнилович, автор книги «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии». (Санкт-Петербург. 1855 г.), писал: «Местечко Дашковка – бедное местечко. Состоит из курных крестьянских изб и нескольких десятков полуразвалившихся еврейских домов». (По материалам краеведческого музея Дашковской с/ш). В конце XIX века в Дашковке насчитывалось 153 деревянных дома (из них принадлежало христианам 106, евреям – 47), мелочная лавка, паровая и две водяных мельницы, каменная церковь и еврейская молитвенная школа. (Борисенко Н.С. Могилевщина — мой любимый Приднепровский край. Могилев. 2007 с. 66) С 1831 г. владельцем имения становится Эдуард Жуковский, будущий предводитель уездного дворянства. Высокообразованный дворянин, он принимал непосредственное участие в сборе материалов для энциклопедического издания «Опыт описания Могилевской губернии» под редакцией губернатора А.С. Дембовецкого и автором некоторых статей, в том числе очерка о евреях, в которой попытался осветить различные аспекты истории и жизни еврейского народа. В 1902 г. в местечке появилась железнодорожная станция, что способствовало экономическому развитию местечка. Известно, что до революции в деревне располагалась крупная лесопилка, принадлежащая Льву Певзнеру, потомки которого проживают сейчас в США (http://globus.tut.by/dashkovka/index.htm#evr_graves). В 1918 году в местечке был создан сельсовет, в 1923 г. – совхоз «Дашковский», в 1928 г. 7 еврейских семей организовали колхоз «ОЗЕТ». В 1930 г. был зарегистрирован новый колхоз – «Чырвоны спаборнiк», а в 1936 г. – конезавод. По воспоминаниям первого председателя Дашковского сельсовета А.М. Титова и председателя правления артели Г.А. Бабакова в 1929 г. партийная организация сельсовета уже насчитывала 20 коммунистов. Возглавлял ее уроженец Дашковки Ш.И. Ягудин, а вожаком комсомольцев был И. Гуревич. Артель «Чырвоны спаборнiк» была довольно большой. В 1929 г. в нее вступили около 40 семей, а зимой 1930 – еще 60. Организовывались колхозы и в соседних деревнях, в том числе в соседней деревне Лежневка, где председателем был избран Наум Ильич Моисеев. В деревне Дашковка во время войны было расстреляно 42 еврея. В том числе был убит и коммунист Ягудин, на фронте погиб Наум Моисеев. (Газета «За Камунистычную працу» 23.03.1967. с. 2) После войны в Дашковке евреи не жили. (ГАООМО, ф. 6577, оп.1, д. 688, л. 232; ГАРФ, ф. 7021, оп. 88, д. 44, лл. 49, 50, 78, 118; по материалам краеведческого музея Дашковской с/ш). Александр Литин, Ида ШендеровичУсадьба Жуковских
Приусадебный парк.
Усадьба дворян Жуковских. Построена в ХIХ в.
Сохранившееся здание усадьбы Жуковских, построенное в начале ХХ в. в стиле эклектики с элементами модерна, согласно легенде, очень приглянулось императрице Александре Федоровне, гостившей в Могилеве в Ставке Верховного главнокомандующего (Могилев ей не очень нравился). Царская семья хотела было имение купить, но местное дворянство заупрямилось, и сделка не состоялась. Еврейское кладбище Дашковки находится на северо-востоке деревни, на границе ее и днепровских заливных лугов, рядом с больницей. Место расстрелов находится на юго-востоке деревни в урочище «Роща» с правой и левой стороны лесной дороги в сторону кладбища д. Стайки, идущей вдоль долины Днепра в 20 м друг от друга. ХолокостВсе еврейское население Дашковка, примерно 40 человек, было расстреляно фашистами на окраине деревни осенью 1941 г.
Евдокия Глякова.
Из воспоминаний Гляковой Евдокии Ильиничны (Ярошенко), 1925 г.р.:«Я родом с Украины, во время голода начала 30-х годов с родителями переехала в Белоруссию. Живу в Дашковке с 1932 г. До войны на всей центральной улице жили евреи, домов шестьдесят было. Многие работали на конезаводе, и в совхозе. Моя мать работала на конюшне, дежурила ночью вместе с дедом Шифриным. Он все ей говорил: «Будет война! Всех нас будут убивать. Посмотришь, посмотришь… Если живы будем, наплюешь мне на лоб, если я не так говорю». А она ему не верила, спорила. У Шифрина дети жили в Ленинграде. Они приезжали к нему, часто посылки присылали. Мы вечером прибегали к маме на работу, и он всегда угощал нас, то конфетами, то виноградом из посылок, специально принесенным для нас. Под Могилевом долго шли сражения, и мы 18 дней сидели в подвале. Я, старшая, бегала из укрытия кормить, доить корову, кормить поросят. Тогда убило мою сестру, и маму я не выпускала из укрытия. Нас, детей, было пятеро и, если бы что-то с мамой случилось, я бы не справилась. В один из дней большой карательный отряд, окружил деревню. Всех собрали и пригнали на площадь перед церковью. Я лежала больная, но и меня заставили идти. У немцев был список. Вызвали одиннадцать человек, тех, кто был партийным и даже тех стариков, у кого зять был партийным. Евреев поставили отдельно. Нас отпустили домой. Два еврея спрятались на кладбище, но их там немцы нашли и застрелили. У нас было два урядника Фадей и Никонов, был староста-бургомистр Семен. Привели стрелять на окраину, на высокий склон в рощу. Отдельно поставили евреев, отдельно – коммунистов. Потом прибегали родственники, женщины, чьих мужей расстреляли. По обуви узнавали своих мужей. Раскапывать могилу боялись, ведь у нас немцы все время стояли. У них был тут санаторий.
Памятники на местах расстрела.
Расстреляли в двух местах. Так теперь два памятника и стоят. За ними ухаживают школьники. Моя ровесница, 16- летняя Хана Иоффе тогда убежала и переплыла Днепр. Войну она пережила в деревне Слободка. Она была светловолосой, не похожа на еврейку. Говорила, что из детдома, и никто ее не выдал. После войны она жила в Минске. После войны вернулись Арончики, но и они вскоре уехали в Могилев» (из архива могилевской инициативы «Уроки Холокоста»). Из воспоминаний Евгении Архиповны, 1912 г.р. (фамилию не назвала)
На еврейском кладбище.
«Фамилий евреев я не помню, только имена: Ботка, Маня, Лейба, Малка, Пэйся. Они торговали, пекли булки, делали конфеты, шили, привозили рыбу. Я работала нянькой в семьях, год в одной семье, потом в другой. Язык их я не понимала. Приходила помогать печь мацу. Ее потом толкли в ступках и готовили что-нибудь из этой муки. Помню поговорку нашей соседки Пэйси: «Маца, маца, иди сюда. Хлебец, хлебец, иди под печь». Когда Пасха кончалась, мацу отдавали нам, и она говорила: «Маца, маца, иди куда хоца, хлебец, хлебец, иди на столец». Свинину и сала они не ели. Если ее угощали хлебом, она просила, перед тем как отрезать хлеб, нож помыть. Были евреи среди начальников на конезаводе. Рядом с нами была их школа-синагога. Года за три до войны наш дом и синагога, и еще несколько домов рядом сгорело. Дочка кузнеца Мотки Малка заболела. Они поставили самовар, куда-то попала искра и хата загорелась. С этой хатой сгорело и семь дворов. Построили маленькую хатку, в которой во время войны жили три семьи с детьми. Старших всех выгнали на работу. Сестра моя с пяти лет не ходила. Однажды пришел немец-врач с переводчиком за продуктами. А брать у нас было нечего. Старшая сестра сломала ногу, когда лес валить отправили, младшая лежала. Немец приказал нагреть таз горячей воды, посадил туда девочку. Потом натер каким-то лекарством из бутылки. Так сделал четыре ванны, потом поставил на ноги и заставил идти под дулом пистолета. Потом, через неделю (фронт двигался), и немец предложил маме отдать меня его адъютанту, но мама, конечно, не отдала. Мы видели, как эти люди выгоняли и убивали, как расстреливали. Семьи полицейских немцы вывезли. Женщины, дети потом вернулись, а мужчины – нет. Кто и где их убил, не знаем. Большинство из карательного отряда были финнами (из архива могилевской инициативы «Уроки Холокоста»). |
|||
|
Местечки Могилевской областиМогилев • Антоновка • Бацевичи • Белыничи • Белынковичи • Бобруйск • Быхов • Верещаки • Глуск • Головчин • Горки • Горы • Гродзянка • Дараганово • Дашковка • Дрибин • Жиличи • Завережье • Кировск • Климовичи • Кличев • Коноховка • Костюковичи • Краснополье • Кричев • Круглое • Круча • Ленино • Любоничи • Мартиновка • Милославичи • Молятичи • Мстиславль • Напрасновка • Осиповичи • Родня • Рудковщина • Рясно • Самотевичи • Сапежинка • Свислочь • Селец • Славгород • Староселье • Сухари • Хотимск • Чаусы • Чериков • Черневка • Шамово • Шепелевичи • Шклов • Эсьмоны • Ясень • |
RSS-канал новостей сайта www.shtetle.com |
Главная |
Новые публикации |
Контакты |
Фотоальбом |
Карта сайта |
Витебская область |
Могилевская область |
Минская область |
Гомельская область |