Проект «Голоса еврейских местечек. Могилевская область».פיתוח קשרי התרבות בין העמים של ישראל ובלרוס
|
---|
Поиск по сайту |
|
ГлавнаяНовые публикацииКонтактыФотоальбомКарта сайтаВитебская
|
Александр ФридманГЕКЛЕРЫ: ТРАГЕДИЯ ЕВРЕЙСКОЙ СЕМЬИ ИЗ БОБРУЙСКАПольско-советская война 1919–1920 годов и польская оккупация белорусских территорий принесла местным евреям неисчислимые страдания. Преследование евреев носило в эти годы систематический характер. Они огульно обвинялись в симпатии к большевикам и в готовности поддержать Красную Армию и партизан в борьбе с польским владычеством. По Белоруссии прокатилась волна кровавых еврейских погромов. Особую жестокость польские легионеры проявляли по отношению к беззащитным еврейским старикам, женшинам и детям.1 Антиеврейская политика польских оккупантов и кровавый след, который они оставили после себя в Белоруссии, нашли свое отражение в советской антипольской пропаганде межвоенного периода. Особое внимание уделялось этой теме в 1920-е годы и в первой половине 1930-х годов. Пропаганда представляла Польшу как агрессивное, враждебное СССР государство, в котором, в первую очередь на территории Западной Украины и Западной Белоруссии, процветал антисемитизм, а «фашистская» верхушка мечтала, как в 1919 и в 1920 годы, вновь учинить злодеяния против евреев.2 Таким образом, агитпроп использовал преступления военного периода для подогревания антипольских настроений в советском обществе в целом и в его еврейской части в частности. Свою лепту в пропагандистскую кампанию внес в 1935 году и известный белорусский поэт и переводчик Алесь Дудар (1904–1937), автор нашумевшего стихотворения «Пасеклi наш край папалам...». За произведение, в котором поэт выразил протест против раздела беларусских земель между Польшей и Советской Россией, Дудар был еще в 1928 году выслан на три года в Смоленск.3 В середине 1930-х годов литератор входил в число постоянных авторов ведущего литературного журнала БССР «Полымя рэвалюцыi». В номере 9 этого издания за 1935 год был опубликован очерк Дудара «Забойства сям'i Геклер» – повествование о трагических событиях, имевших место в Бобруйске в октябре 1919 года.4 9 июля 1935 года, накануне пятнадцатой годовщины освобождения Бобруйска от поляков (10 июля 1920) и в предверии «всенародного праздника» – дня «освобождения Белоруссии от белополяков» (11 июля 1920), очерк перепечатала местная газета «Камунiст».5 Основываясь на воспоминаниях сестры убитого поляками токаря Гдали Геклера Сарры С. Геклер-Тунклер и при содействии знаменитого уроженца Бобруйска, академика Семена Вольфсона, директора городского музея Цодика Славина и ряда других лиц, Дудар восстановил картину зловещего преступления, произошедшего 19 октября 1919 года. К этому моменту Бобруйск уже несколько месяцев находился в руках «белополяков». Легионеры – выходцы из Познани («познанчики») – взяли город под свой контроль в конце августа 1919 года. Антисемитские эксцессы имели место уже в первые дни оккупации, когда был подожжены отдельные еврейские лавки и дома. «Познанчики» свирепствовали: евреев использовали на тяжелых принудительных физических работах; избиение евреев прямо на улицах стало обычной практикой; излюбленным развлечением оккупантов было глумливое обстригание бород и волос у еврейских мужчин. 4 октября 1919 года, в день, когда бобруйские евреи отмечали Йом Киппур, дело дошло до погрома. Легионеры врывались в синагоги и выгоняли верующих на улицы. Евреев отвели за пределы города, заставили копать землю, собирать траву и сено, а потом избили. На роль жертв подбирались преимущество физически слабые горожане еврейского происхождения. В Бобруйске регулярно проходили аресты еврейских жителей, которых поляки подозревали в сотрудничестве с большевикам. Под этим предлогом был задержан престарелый раввин Нисан Рубин, которого впоследствии, однако, отпустили.6 Иначе распорядились оккупанты с семьей Геклер. Токаря Гдалю Геклера, его жену Шифру, малолетних детей Фаню, Лизу, Менделя и Исаака, старшего сына Бориса, дочь Эстер и ее мужа Соломона Баскина, которым Дудар посвятил свой очерк, «познанчики» схватили спустя две недели после погрома, в канун Шабата. Жилище Геклеров было опустошено. Утром 19 октября Шифру и маленьких детей освободили из-под стражи. Гдаля, Борис, находившаяся на пятом месяце беременности Эстер, а также Соломон остались за решеткой. Вечером было отменено решение об освобождении Шифры и детей. Геклеры обвинялись в связи с большевиками. Подозрения возникли не на пустом месте: Борис, Эстер и Соломон действительно поддерживали контакт с красными партизанами. Гдаля, Шифра, а тем более Фаня, Лиза, Мендель и Исаак не имели к этому никакого отношения. Семье объявили о грядущем этапировании в Минск, где и должно было состояться разбирательство по этому делу. В Минск Геклеры не попали. Капитан артиллерии Козуба-Козубский, вдохновитель «дела Геклеров» и личный враг главы семейства, присвоивший впоследствии имущество токаря, на которое он уже, к слову, и до этого покушался, решил с евреями не церемониться. Вместе с верными ему «познанчиками» капитан уничтожил семью. Геклеров подвергли ужасающим пыткам, а убийство представили как якобы вынужденное пресечение попытки бегства. Неблаговидную роль в октябрьских событиях сыграл бобруйчанин польского происхождения Каминский, которому, как подчеркивал Дудар, Гдаля Геклер в свое время очень помог и который считался близким другом еврейских семьи. Каминский донес по всей видимости на своего благодетеля, получив за это пост в польской полиции. Смерть Геклеров вызвала у него нервное потрясение, от которого он не оправился. Последствием стало психическое заболевание новоиспеченного полицейского. Очерк «Забойства сям'i Геклер» Дудар завершил рассказом о том, как сестра Гдали безуспешно попыталась привлечь Козубу-Козубского к ответу за содеянное. Польская юстиция встала на сторону капитана, посчитала его объяснения убедительными и оправдала преступление «фактом» сотрудничества Геклеров с большевиками. Истории о еврейской семье из Бобруйска суждено было стать одной из последних прижизненных публикаций Алеся Дудара. 31 октября 1936 года литератора арестовали, а 29 октября 1937 года рассреляли как «члена антисоветской объединенной шпионско-террористической национал-фашистской организации».7 1 О преследовании евреев в Беларуси во время польской оккупации см. например Национальная Комиссия ЦИК БССР (Изд.), Практическое разрешение национального вопроса в Белорусской Социалистической Советской Республике, Часть 2, Минск 1928, С. 17.
|
|||
|
Местечки Могилевской областиМогилев • Антоновка • Бацевичи • Белыничи • Белынковичи • Бобруйск • Быхов • Верещаки • Глуск • Головчин • Горки • Горы • Гродзянка • Дараганово • Дашковка • Дрибин • Жиличи • Завережье • Кировск • Климовичи • Кличев • Коноховка • Костюковичи • Краснополье • Кричев • Круглое • Круча • Ленино • Любоничи • Мартиновка • Милославичи • Молятичи • Мстиславль • Напрасновка • Осиповичи • Родня • Рудковщина • Рясно • Самотевичи • Сапежинка • Свислочь • Селец • Славгород • Староселье • Сухари • Хотимск • Чаусы • Чериков • Черневка • Шамово • Шепелевичи • Шклов • Эсьмоны • Ясень • |
RSS-канал новостей сайта www.shtetle.com |
Главная |
Новые публикации |
Контакты |
Фотоальбом |
Карта сайта |
Витебская область |
Могилевская область |
Минская область |
Гомельская область |