Поиск по сайту

 RUS  |   ENG 

Аркадий Шульман
«СУДЬБА ЛЬВА МАНЕВИЧА»

Владимир Цыпин
«КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЕВРЕЕВ МСТИСЛАВЛЯ»

«ХОЛОКОСТ В МСТИСЛАВЛЕ»

Владимир Цыпин
«ДВЕ СУДЬБЫ»

Владимир Цыпин
«ФИЛЬМ О МСТИСЛАВЛЕ»

Аркадий Шульман
«СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»

А. Литин, И. Шендерович
«СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ОЧЕВИДЦЫ»

Шмуел Минькин
«ВОЙНА»

Шмуел Минькин
«СЕМЬЯ МИНЬКИНЫХ»

Шмуел Минькин
«СЕМЬЯ ГОРЛОВСКИХ»

Е. Муравьев
«ВСПОМИНАЯ ВОЙНУ. ГЛАЗАМИ СВИДЕТЕЛЯ»

Иосиф Цынман
«СЕКРЕТЫ ДЕДОВЫХ ХОЗЯЙСТВ»

Александр Розенберг
«МСТИСЛАВЛЬ»

Александр Розенберг
«МСТИСЛАВСКОЕ БУЙСТВО»

Владимир Цыпин
«СКОРБНАЯ ДАТА»

Владимир Цыпин
«МСТИСЛАВСКОЕ ЗАРЕЧЬЕ»

Владимир Цыпин
«ФОТОГРАФИИ СОХРАНЯЮТ ПАМЯТЬ»

РОЗЫСК РОДСТВЕННИКОВ

Анатолий Брискер
«ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ»

Рав Мордехай Райхинштейн
«МУДРОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
ОСВЕЩАЕТ ЕГО ЛИЦО…»

Владимир Цыпин
«ПАМЯТЬ О ЕВРЕЯХ
МСТИСЛАВЛЯ»

Владимир Цыпин
«ЕВРЕИ В МСТИСЛАВЛЕ»

Мстиславль
в «Российской еврейской энциклопедии»


МСТИСЛАВЛЬ

Небольшой городок в Могилеской области недалеко от границы с Россией. Основан в XII веке на берегу реки Вихра, притоке Сожа.

Первые упоминания о евреях в Мстиславле относятся к XVI веку. Во время польско-русской войны в 60-е годы XVI века войскам Ивана Грозного не удалось взять город, и еврейская община Мстиславля избежала погрома. К XVII веку Мстиславль становится крупным торговым центром, поддерживающим связи с Русью и Европой. В первой половине XVII века в городе уже была синагога. Когда умер бурмистр города (градоначальник) Тимофей Коз, были найдены драгоценности и серебряная утварь синагоги, которыми мстиславльская община оплатила долг в 300 злотых.

В 1636 году польский король Владислав Четвертый официально разрешил евреям проживать в городе. Как и во всех литовских городах, евреи селились в особых кварталах. Евреи сами стремились жить отдельно, чтобы им не мешали соблюдать свои законы и обычаи. Еврейские дома строились за городскими волами вдоль дороги на Кричев, а затем в Казимировой слободе. Деревянная синагога, о которой уже упоминалось, была построена в 1636 году и разобрана только перед Второй мировой войной. Владеть землей и работать в сельском хозяйстве евреям было запрещено, и поэтому они занимались ремесленничеством и торговлей. Руководил всей жизнью общины кагал.

В 1654 году город был взят в осаду русскими войсками князя Трубецкого. После взятия Мстиславля войска учинили кровавую резню над местными жителями, в том числе и над евреями.

Во время Северной войны, в августе 1708 года царь Петр I лично остановил в городе еврейский погром, начатый его солдатами. В кагальном пинкасе (летописи) Мстиславльской общины это событие описывается так: “…28 элула 5468 года пришел кесарь, называемый царь московский, по имени Петр, сын Алексея, со всей ратью своей – огромным, несметным войском. И напали на нас из народа его грабители и разбойники без его ведома, и едва не дошло до кровопролития, и если бы не Господь Б-г не положил царю на душу, чтобы он самолично зашел в нашу синагогу, то наверное была бы пролита кровь. Только с помощью Б-жей спас нас царь и отомстил за нас, и приказал повесить немедленно тринадцать человек из них (громил) и успокоилась земля”.

В 1765 году в Мстиславле жили 552 взрослых еврея.

В 1772 году Мстиславль входит в состав России, как центр Мстиславльской провинции, в 1777 года становится уездным городом Белорусской губернии, а с 1796 года – Могилевской губернии.

В XVIII веке евреи преобладали среди мстиславльских купцов. В 1785 году купцов-христиан было 9 человек, а купцов-евреев – 99. Они торговали ремесленными изделиями, вином, напитками, кожевенными товарами. Российские законы запрещали евреям владеть землей с крепостными крестьянами. Поэтому богатые евреи, сумевшие купить имения, переоформляли их на христиан и получали плату с новых владельцев. Такие доходы позволили богатому еврею Бенциону Хацкелевичу (прапрадеду известного еврейского историка С. Дубнова) дать образование своему сыну Зееву-Вульфу, ставшему впоследствии выдающимся талмудистом. Долгие годы рав Хацкелевич читал в мстиславльской синагоге лекции по иудаизму.

В 1778 году в городе проживало 959 евреев. В это время, по данным мстиславльского ученого-краеведа Краснянского, в Мстиславле были 3 каменные и 9 деревянных синагог. Тогда же в городе работала религиозная школа-хедер, которая упоминается в хрониках с 1780 года.

По данным 1797 года в Мстиславльском уезде числилось 50 евреев-купцов, а евреев-горожан – 1163 человек. Согласно пинкасных записей, мстиславльские евреи сильно бедствовали. В 1808 году 271 еврей отправились в новороссийские земледельческие колонии, взяв с собой, с разрешения мстиславльского кагала 2 свитка Торы и различные еврейские книги. Известно также, что в 1824 – 1826 годах Мстиславльское еврейское общество просило власти о предоставлении рассрочек по выплатам.

В 1815 году в городе работала суконная фабрика, одним из хозяев которой был Меир Фрумкин. В 1828 году работали 2 фабрики по изготовлению талесов. Их владельцами были Евзик Фрумкин и Гершон Болотин.

В середине XIX века евреи составляли уже большинство жителей Мстиславля. По данным ревизии 1847 года их насчитывалось 3 815 человек. В 1853 году в городе была деревянная синагога и 7 молитвенных домов. Евреи владели двумя фабриками по изготовлению свечей и тремя по производству талесов.

Важной миссией мстиславльских евреев было обеспечение горожан водой, которую развозили в огромных бочках из Кагального колодца, расположенного на окраине города. Он сохранился и до настоящего времени. Там, на склоне Замковой горы, построили и кагальную баню. Еврейский Мстиславль тех времен представлял собой особую картину. В центре города, вокруг площади и на примыкающих к ней улицах жили зажиточные евреи-купцы, размещались лучшие лавки (преимущественно мануфактурные), некоторые синагоги. Лавки стояли в основном на торговой площади, их называли “шафачками”. Дальше тянулся еврейский квартал Шулеф, в центре которого была расположена большая кагальная синагога, а с другой стороны, поближе к рынку, шли улицы с домами еврейских ремесленников, мелких лавочников, шинкарей, извозчиков. В предместьях (форштатах) жило в основном русское население. Только в одном их них, расположенном у дороги на губернский город Могилев, жили, в основном, евреи. Много евреев жило по другую сторону реки Вихры, в Заречье. Там была и своя синагога.

Мстиславльские евреи содержали постоялые дворы с кабаками, где продавали приезжим крестьянам водку и нужные в деревенском хозяйстве инструменты в обмен на зерновой хлеб и другие сельскохозяйственные продукты. Торговали евреи пенькой, глиняной, стеклянной и фаянсовой посудой, одеждой, мясом и кондитерскими изделиями. В 1861 году из Мстиславля вывозилась в Ригу пенька, которую евреи скупали у помещиков. Из Мстиславльского уезда вывозили овес в Витебск. Некоторые евреи занимались лесным промыслом. Например, братья Михл и Иона Гейликманы через Сож по Днепру сплавляли лес на юг. В 70 – 80 годы XIX века этим занимался и Меир-Яков Дубнов – отец знаменитого еврейского историка.

Часто в городке происходили пожары. В 1858 году большой пожар уничтожил около 500 зданий в центре Мстиславля. Сгорел каменный дом семьи Дубновых (“дэр Мойэр”).

Необходимо остановиться на важнейшей составляющей жизни евреев – духовной. Во второй половине XIX века евреи Мстиславля принадлежали к двум основным направлениям иудаизма: микнагдим и хасидим. В 80-х годах XIX века в Могилевской губернии проживало около 200 000 евреев и действовало 346 молитвенных домов, из них 131 микнагдим и 215 – хасидим. К началу XX века лишь одна из 12 синагог была хасидская. Мстиславльская община славилась своими раввинами. Среди них были талмудисты Дубновы. Родоначальником семьи был рав Бенцион Иехезкель, умерший в начале XIX века. Его сын Зеев-Вульф слыл большим знатоком Торы и Талмуда. Знаменитыми мстиславльскими раввинами были рав Яков, рав Шимон, рав Иегуда и рав Айзик Великовские. Их книжные собрания сгорели во время пожара 1858 года. В 1825 – 1864 годах раввином Мстиславля был рав Авраам Симха Мстиславльский. С 1838 года в городе работал раввин Исроэл Метелица. Крупнейшим раввином стал дед историка С. М. Дубнова – рав Бенцион (второй, 1805-1890). Начиная с 1845 года, он безвыездно жил в Мстиславле и читал Талмуд в мстиславльской иешиве. В ней учились не только местные ешиботники, но и евреи из других городов Беларуси, Литвы, Украины. Число ешиботников доходило до 50 человек. В Мстиславле жил и умер знаменитый рабби Гилель. Когда он умер, его хоронили тысячи евреев. На могиле была установлен склеп, разрушенный во время фашистской оккупации.

С 1877 до 1907 года казенным раввином в городе был рав Герцль Гитович. Затем в этой должности служил рав Шломо Фрункин, с 1909 года – рав Гирш Дирентан, в 1912 – 1913 годах вновь рав Шломо Фрумкин. Религиозность накладывала большой отпечаток на поведение, быт, нравы и характеры евреев. Каждый еврей три раза в день посещал синагогу. Конечно же, отмечались все еврейские праздники, строго соблюдались посты.

В Мстиславле долгие годы помнили приезд в город известного Кельмского Магида (рав Моше Ицхак Даршан), знаменитого странствующего проповедника. Он был сторонником духовно-этического течения в иудаизме “мусар”. Когда он приезжал, синагоги были переполнены, а его проповеди вызывали огромное воодушевление людей.

В конце XIX – начале XX вв. в Мстиславле жили более 5000 евреев из 8514 всех жителей. Большинство евреев не выезжали из Мстиславля многие годы. В этот период (апрель 1890 года, 1897 год) в городе прошли целые серии пожаров. Недельная хроника газеты “Восход” писала: “Мстиславль сгорел. Положение ужасное. Помощь необходима” (по книге В. Цыпина “Евреи в Мстиславле”).

Патриархальный уклад жизни города оставался неизменным. Врачами и аптекарями в городе были, в основном, евреи: врач Соломон Фрумкин, аптекарь Сухоцкий, дантисты Лев Авирон, Вульф Розин, Дора Эстрина и другие. С 1893 года в городе работала еврейская библиотека, принадлежавшая Ривке Дубновой.

Ещё в 1851 году в Мстиславле открылось казенное еврейское училище I разряда. В нем обучалось около 100 мальчиков. Почетным блюстителем в нем был Бенцлон Вигдорович Дубнов, смотрителем и учителем общих предметов Д. Скобликов, учителем еврейского закона и языка – Янкель Хаимович Каган, а с 1857 года Меер Файвович Михлин. В 70-е годы преподавал в училище Илья Хаимович Пахман. Училище было закрыто в 1874 году в связи с реорганизацией системы еврейского образования. В 1910 году в Мстиславле работали частное женское еврейское училище и общественное двухклассное училище.

В начале XX века в Мстиславле было создано еврейское благотворительное общество, которое оказывало денежную помощь крайне нуждающимся евреям, помогало сиротам и детям из неимущих семей средствами на образование, снабжало бедных пищей и топливом, оказывало медицинскую помощь и выдавало бесплатно лекарства. Председателем общества был Файбиш Гиршевич Левитин.

Мстиславльским городским оркестром руководил Соломон Евсеевич Ланин. Однако говорить о культурной, как, впрочем, и общественной жизни в городе особенно не приходится из-за очень небольшого количества интеллигенции. Газета “Еврейская жизнь” в 1916 году называла Мстиславль “захудалым местечком, где царила бездонная мгла еврейской действительности” (В. Цыпин, там же).

В годы Первой мировой войны многие жители города не хотели воевать. Только в декабре 1916 года в Мстиславле было арестовано 33 дезертира. В предреволюционные годы в городе обостряются антисемитские, и даже погромные настроения.

Газета “Мстиславльские голоса” от 8 декабря 1917 года писала: “Ширится волна погромов. Только за первую половину сентября 267 погромов” (В. Цыпин, там же).

В конце 1917 года в Мстиславле проходят собрания партий по выдвижению кандидатов в Учредительное собрание. Еврейская народная партия выставила по Могилевской губернии из числа евреев адвоката Трузенберга и историка Дубнова.

В октябре 1917 года произошла революция в России, но советская власть в городе была установлена не сразу. Лишь в январе 1918 года уездный съезд Советов провозгласил власть большевиков. С марта по ноябрь 1918 года Мстиславль стал центром Могилевской губернии, т.к. в Могилев вошли сначала белогвардейцы, а затем поляки и германские войска.

Все ужасы гражданской войны, насильственной коллективизации и национализации пережили, естественно, и евреи Мстиславля, как и люди других национальностей.

Первый еврейский колхоз был образован в Мстиславльском уезде в 1924 году, и в 1930 году в нем уже насчитывалось 45 семей. Во втором колхозе, организованном в 1925 году, к 1930 году работали 64 семьи. Первый колхоз назывался “Казимирова слобода”, а второй – “Роте Фане” (“Красное знамя”). Во время коллективизации евреи-извозчики, имевшие собственных коней, объединились в артель во главе с коммунистом Орликом Фрейдиным.

Однако в целом, евреи Мстиславля и после гражданской войны занимались кустарными промыслами, ремеслами и мелкой торговлей. В это время продолжалось уменьшение еврейского населения местечка. Если в 1914 году в городе было 9670 евреев, то в 1926 году уже 3370. Их численность сокращалась и позже из-за оттока евреев в более крупные города.

После революции здания синагог и молельных домов начали закрываться. Для религиозных служб использовались пустующие и служебные помещения. Некоторое время под здание синагоги использовали здание старой пожарной каланчи.

В сентябре 1921 года был издан специальный декрет о запрещении хедеров и иешив. Это была часть атеистической кампании в Белоруссии. Проводились антирелигиозные демонстрации, устраивались импровизированные суды над молодежью, посещающей в синагогах. В 1923 году был устроен четырехдневный политический суд над хедером в Мстиславле. Вместе с тем, идиш считался важным элементом коммунистического воспитания еврейской молодежи в борьбе с религией, сионизмом.

В 1920 году в городе была открыта семилетняя еврейская школа на идиш имени Эстер (Фрумкиной). В 1927 году в ней обучались 530 детей. Работала и четырехклассная еврейская школа, в которой к 1927 году занимались 52 ученика. Школа Эстер была закрыта в 1937 году.

Накануне Великой Отечественной войны еврейское население Мстиславля составляло 2067 человек (1939 г.).

Мстиславльщина была сельскохозяйственным районом, специализирующемся на выращивании льна. Славилась она и садоводством.

Фашисты захватили город 14 июля 1941 года. Части евреев удалось эвакуироваться. Например, за день до оккупации Мстиславля, 13 июля 1941 года евреи-извозчики всей артелью выехали на конях на восток. Однако большая часть евреев осталась в захваченном городе. В начале октября фашисты расстреляли 30 стариков в Лешенском лесу.

Ранним утром 15 октября 1941 года евреев стали выгонять из домов. Было ветрено и очень холодно. Евреев, живших в Заречье, построили в колонну, и повели в город в сопровождении немцев. Всех евреев собрали во дворе педучилища. Оттуда их вывели на улицу и погнали колонной по четыре человека в ряд к Кагальному рву, расположенному между Замковой и Троицкой горами. Недалеко от места расстрела людей заставили полностью раздеться и сложить одежду. Затем расстреляли 50 мужчин. После этого следующих жертв подводили к ямам по 10 человек, укладывали плотными рядами лицами вниз и расстреливали. Так были убиты сначала мужчины, потом женщины со старшими детьми. Маленьких деток изверги ударяли друг о друга и еще живыми бросали в ямы. Этот кошмар продолжался с 11 до 16 часов.

Очевидцы рассказывали, что еще долго вода в Кагальном колодце была красной от крови невинных жертв. Всего в этот день полицаями из Украины и местными предателями было уничтожено 850 (по другим источникам 1300) евреев. Таким образом, мстиславльские евреи были уничтожены. Спаслось всего несколько человек.

После освобождения Мстиславля евреев в городе не осталось. Большинство эвакуированных назад не возвратилось. Лишь через несколько лет вернувшиеся евреи пытались наладить религиозную жизнь и восстановить синагоги. Однако тогдашние власти негативно отнеслись к их просьбам, впрочем, как и во многих других регионах Белоруссии. Однако, скорее всего, после войны в Мстиславле все же действовала синагога. По воспоминаниям старожилов в ней был кантор по прозвищу “Манька”. Еще совсем недавно можно было видеть в городе развалины каменной синагоги. Но и они были снесены и на ее месте построили административное здание. Сохранились несколько зданий старых молитвенных домов, превращенных в хозяйственные помещения.

Как вспоминают горожане, после окончания войны на месте массового расстрела в Кагальном рву был сооружен маленький обелиск с упоминанием о “зверском расстреле еврейского населения города Мстиславля”. Со временем обелиск был разрушен. В 2005 году был установлен новый обелиск без указания национальной принадлежности жертв. Сейчас в Мстиславле проживает очень незначительное количество пожилых евреев.

Александр Розенберг

Использована литература:
1. Еврейская энциклопедия. Репринтное воспроизведение издания. Т.11. Под ред. Гаркави и Кацнельсона. М.: Терра, 1991.
2. Смиловицкий Л. Катастрофа евреев в Белоруссии 1941-1944. Тель-Авив, 2002.
3. Цыпин В. Евреи в Мстиславле. Иерусалим, 2006.


Местечки Могилевской области

МогилевАнтоновкаБацевичиБелыничиБелынковичиБобруйскБыховВерещаки ГлускГоловчинГорки ГорыГродзянкаДарагановоДашковка Дрибин ЖиличиЗавережьеКировскКлимовичиКличев КоноховкаКостюковичиКраснопольеКричевКруглоеКруча Ленино ЛюбоничиМартиновкаМилославичиМолятичиМстиславльНапрасновкаОсиповичи РодняРудковщина РясноСамотевичи СапежинкаСвислочьСелецСлавгородСтаросельеСухариХотимск ЧаусыЧериковЧерневкаШамовоШепелевичиШкловЭсьмоныЯсень

RSS-канал новостей сайта www.shtetle.comRSS-канал новостей сайта www.shtetle.com

© 2009–2020 Центр «Мое местечко»
Перепечатка разрешена ТОЛЬКО интернет изданиям, и ТОЛЬКО с активной ссылкой на сайт «Мое местечко»
Ждем Ваших писем: mishpoha@yandex.ru