В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО
Бывает, что иное местечко, иная деревня западают в память больше многотысячного городского мегаполиса. На Витебщине лично для меня таких адресов не счесть. Барань, Копысь, Мосор, Коханово... Сложись по-другому исторические обстоятельства, быть им городами с европейской славой.
Поставские Лынтупы... Кстати, в далекие времена один из европейских путешественников отметил такой, пусть себе и приблизительный, факт: «В Посвирьи было 325 городов». Посвирье на географической карте – витебско-минско-гродненский треугольник. Сегодня о Лынтупах написаны считанные страницы в отечественных энциклопедиях. Впрочем, энциклопедия из тех изданий, у которых как раз лаконичность является неотъемлемой чертой. Лынтупы, что находятся едва ли не в центре Свенцянской возвышенности, по «росту» перещеголяли свою ближайшую административную столицу. Высота Лынтупов над уровнем моря – 211,5 метра, на 50 метров выше райцентра Поставы. Всего-то 40 километров разницы, а климат отличия имеет серьезные. Лынтупы – одно из самых холодных «сердечек», наверное, всей Беларуси. Впрочем, оставим это предположение на предмет спора метеорологов, фенологов и иных созерцателей климатического вчера и сегодня. А сами заглянем во времена, давно от нас ушедшие. Возможно, там что–то утрачено из того, что пригодилось бы сегодня не только для праздного созерцания, но и для разумного и действенного осмысления. Переживать по поводу потери лаптей – дело и впрямь зряшное. Но вот другие фрагменты частной лынтупской истории достойны обобщения и пристального внимания. Древнее и колоритное местечко уже в течение сотен лет является родиной многих национальностей, слившихся в единый народ Беларуси. Сыновья Тамерлана, Тохтамыша и Темир-Кутлуя (последний противостоял хоругвям Витовта на украинских берегах Ворсклы) нашли свое пристанище в Лынтупах и окрестностях уже как мирные поселяне. Александровичи, Гимбицкие, Якубовские – из Лынтупов, Явнелишек, Субачей, Жарделей, деревень, что считались татарскими. С конца XIV века Лынтупы – и родина евреев, которые выстроили в местечке настоящий торговый центр. Из 685 жителей местечка, указывается в статистических данных за 1897 год, 238 – евреи. Все дружно уживались с белорусами и поляками. И «гонар» каждой национальности впитывал в себя как черту основополагающую – уважение, проявление достоинства к людям другой веры, другого склада. Были тогда непростые моменты, которые могли развить и ненависть, вызвать пламенную ссору на годы и времена. В 1658 году сейм Речи Посполитой принял закон об изгнании из края каждого, кто отказался от веры католической. И люди поступали по-разному. Кто-то отправлялся в изгнанники. Кто-то принял новую веру. А кто и становился на путь открытой борьбы. Рассказывает краевед, лынтупский летописец Иосиф Быховец: «В Лынтупах жили и живут в добром согласии: и католики, и православные, и татары, и евреи. Ибо все они опираются не на спорное, а на то общее, что есть в их верах. Об этом и записано в инвентаре 1849 года, составленном прежним ксендзом: «Люди отличаются простотой, спокойствием, терпимостью, уживчивостью и трудолюбием». О мирном сосуществовании разных народов у нас может свидетельствовать и такой интернациональный союз, как Лынтупская капелла, которая состояла из татарина Александра Якубовского, поляка Станислава Яцины, белоруса Чеслава Адамовича. Красиво, слаженно они играли свадьбы и у католиков, и у православных, а временами и у атеистов».
В сегодняшнем путешествии по Лынтупам, в открытии его укромных уголков нельзя обойти вниманием улицы, названные в честь Героев Советского Союза Красильникова и Голубкова. Их судьбы соединились с историей местечка навеки в 1944–м... Прошагавшие едва ли не всю войну, солдаты-освободители остались лежать в белорусской земле. Местные школьники собрали для своего музея немало памяток о героях и боях Великой Отечественной. И всем национальностям и народам нашлось место в скромном краеведческом музее. А значит, и в памяти малых и взрослых лынтупчан. Для жителей местечка привычное, не уходящее с глаз чудодейственное и магнетирующее сооружение – Лынтупский костел. Известный с конца XV века, он уже давно превратил Лынтупы в своеобразную туристическую Мекку. Едут сюда на поезде из Витебска через Друю. Едут по автодороге из Сморгони. «Летят» велосипедным караваном из Молодечно. Тамошние пилигримы давно проложили веломаршрут через Вилейку, Свирь, а из Лынтупов возвращаются местами не менее интересными: на Шарковщину, Поставы, Мядель... Но это уже другие путешествия и другие истории...
Алесь КАРЛЮКЕВИЧ
Газета «Советская Белоруссия» № 41 (23432). 5 марта 2010 года.
|