Проект «Голоса еврейских местечек. Витебская область».פיתוח קשרי התרבות בין העמים של ישראל ובלרוס
|
---|
Поиск по сайту |
|
ГлавнаяНовые публикацииКонтактыФотоальбомКарта сайтаВитебская
|
Хая Оршанская«СТАХАНОВЦЫ»В 1930-х годах обеднели жители моего местечка Кубличи, что на Витебщине. Перед моими глазами до сих пор стоят полуразрушенные дома с покосившимися заборами, а то и вовсе забора уже не было, как и не было ворот и калиток – все ушло на отопление в холодную зиму 1938-39 годов. Синагоги позакрывали. Одну превратили в сапожную мастерскую, вторую готовили превратить в чулочную фабрику, хотя третья синагога, самая маленькая, пока еще существовала. Все лавочники арестованы и репрессированы, их дома опустели. И вот в 1939 году из бедных маленьких соседских деревень в Кубличи переселили десять семей, из которых только одна была еврейской. Их прислали в помощь колхозу «Барацбiт» произвести посевную кампанию. Кубличским колхозникам объяснили, что это очень трудолюбивые люди, они будут работать «по-стахановски». Так называли в то время шахтеров, которые выдавали на гора угля по две-три суточные нормы. «Стахановцы» появились в Кубличах как раз на Пейсах. В тот день я и моя сестра Хана решили проведать бабушку Эльке с надеждой, что набожная бабушка наготовила на праздник много вкусненького и у нее найдется, чем нас угостить. Подходя к ее дому, мы увидели незнакомых людей, переходящих мостик, двух взрослых и четверых детей. Что за странные люди? Босые и плохо одетые, бедные, и по виду – евреи. Хоть и обнищали в1939-м году жители Кублич, хоть и ходили плохо одетыми и обутыми и не могли купить приличную одежду даже к празднику Пейсах, но таких нищих все-таки еще не видели. «Стахановцы» шли босыми, только на матери были стоптанные сандалии. Голова ее была обмотана грязным клетчатым платком, в одной руке она несла узелок, а другой держала маленькую симпатичную девочку лет трех. На двух девочках были коротенькие сарафанчики, а на мальчиках – серого цвета домотканные холщевые рубахи и штаны. Tакая же одежда была и на отце семейства. Имени его я не помню: иначе как «Стахановец» его никто никогда не называл. Kак только семья вступила на ветхий мостик, он прогнулся под их тяжестью и фонтаны воды окатили всех шестерых с ног до головы. Старшему мальчику это понравилось, и он запрыгал, поднимая брызги. Отец закричал на него по-белорусски и картавя: «Ух, Бехка, што ты духеешь?» Так мальчишку и прозвали «Ух, Бехка». В местечках дать прозвище – хлебом не корми! «Стахановцы» поселились в пустующем доме бывшего богатого лавочника. Мать семейства сразу легла на железную коечку, стоявшую за печкой. Старшая дочь Хая, девочка лет четырнадцати, развязала узелок и достала морскую раковину. Какая красивая! Хая приложила раковину к моему уху, и я услышала приятный шум. Хая мне объяснила, что это шум морских волн и ее мама может уснуть, только приложив раковину к уху. У нее бывали жуткие головные боли, и эта болезнь называется мигрень. Семья «Стахановца» голодала. Сапожник Вульф, добрая душа, стал собирать для них кусочки хлеба на субботу, но когда он главу семьи не увидел в синагоге, то прекратил это делать. «Стахановец», вопреки прозвищу и обещанному трудолюбию, не спешил идти в колхоз на работу. Он ждал, что может Господь пошлет ему какой-нибудь заработок. Ведь устроились же другие «стахановцы» уборщиками в школе, магазине, в артелях. Наконец Господь ему помог и колхоз взял его сторожем. Правление колхоза выдало семье телочку-красавицу, которая вот-вот отелиться и начнет давать молоко. Все дети принялись кормить коровку, даже трехлетняя малютка задирала подол своего сарафанчика и несла в нем несколько травинок своей будущей кормилице. Лето выдалось засушливым. Нарвать вдоволь травы было трудно, и дети водили телочку на поводке по межам и вокруг колхозных полей. В один жаркий августовский день черные облака окутали небо. Над Кубличским озером собрались огромные тучи, загремел гром, молнии осветили все вокруг. Молоденькая телочка испугалась грома и молний, вырвалась из рук старшего мальчика и убежала, ища укрытие. Она забежала к Юшкевичу во двор, вокруг которого уже давно не было ни забора, ни ворот. Во дворе в два ряда росли огромные тополя. Телочка прислонилась к одному из них. Грянул гром, и молния ударила именно в тот тополь, под которым пряталась перепуганная телочка, и убила ее наповал. Дети бежали следом и нашли ее мертвой под тополем. Оба мальчика упали на огромный живот коровки и, громко рыдая, что-то причитали. Девочка, мокрая и заплаканная, прибежала и кинулась на шею телочки, обнимала, целовала и плакала. Маленькая, а все поняла. Прибежал «Стахановец». Он стоял, возводя руки к небу и шептал: «О, Божа мiласцiвы! За што ты нас так жорстка покараў? Чым я зараз буду кармиць сваю сям'ю?» Слезы стекали по небритым худым щекам, по жидкой седой бородке. Собравшиеся люди наблюдали эту сцену со слезами на глазах, а вечером приехала подвода, погрузили телочку и увезли. Жизнь снова пошла своим чередом. Дети за лето подросли. Селяне помогали им чем могли, кто даст кусок хлеба, кто картошку или крынку молока, а жены командиров пограничной заставы отдавали им поношенную детскую одежонку. К осени колхоз выдал семье «Стахановца» другую телочку, но совсем маленькую и не такую красивую, рыженькую, с белой звездой на лбу. Дети с радостью принялись выхаживать свою будущую кормилицу. Им некогда было играть с другими детьми, кататься на лыжах или саночках. Перезимовали очень трудно. Отец что-то приносил своему семейству, колхоз дал немного зерна, картофеля на посадку. Пошла зеленая травка, телочка подкормилась, стала похожа на корову, и пришло время сводить ее к «жениху». Стахановец повел ее в соседнее село. Когда из загородки выпустили быка, он, разъяренный, бросился на телочку, поднял ее на рога, бросил на землю и затоптал копытами. Крестьяне еле живого привезли «Стахановца» домой. Наступил 1941 год. Третьего июля Кубличи были оккупированы немецкими фашистами. На Лепельской улице фашисты образовали гетто. В декабре 1942 года всех евреев местечка погнали в районный центр Ушачи, где уже были выкопаны две огромные ямы. Двенадцатого января 1942 года в одной из ям нашла вечный покой большая семья «Стахановца». Khaya Orshanskaya,
|
|||
|
Местечки Витебской областиВитебск• Альбрехтово• Бабиновичи• Бабыничи• Баево• Барань• Бегомль• Бешенковичи• Богушевск• Борковичи• Боровуха• Бочейково• Браслав• Бычиха• Верхнедвинск• Ветрино• Видзы• Волколата• Волынцы• Вороничи• Воропаево• Глубокое• Гомель• Городок• Дисна• Добромысли• Докшицы• Дрисвяты• Друя• Дубровно• Дуниловичи• Езерище• Жары• Зябки• Камаи• Камень• Колышки• Копысь• Коханово• Краснолуки• Краснополье• Кубличи• Лепель• Лиозно• Лужки• Лукомль• Лынтупы• Любавичи• Ляды• Миоры• Оболь• Обольцы• Орша• Освея• Осинторф• Островно• Парафьяново• Плисса• Подсвилье• Полоцк• Прозороки• Росица• Россоны• Сенно• Сиротино• Славени• Славное• Слобода• Смольяны• Сокорово• Сураж• Толочин• Труды• Улла• Ушачи• Цураки• Чашники• Черея• Шарковщина• Шумилино• Юховичи• Яновичи |
RSS-канал новостей сайта www.shtetle.com |
Главная |
Новые публикации |
Контакты |
Фотоальбом |
Карта сайта |
Витебская область |
Могилевская область |
Минская область |
Гомельская область |