Проект «Голоса еврейских местечек. Могилевская область».פיתוח קשרי התרבות בין העמים של ישראל ובלרוס
|
---|
Поиск по сайту |
|
ГлавнаяНовые публикацииКонтактыФотоальбомКарта сайтаВитебская
|
Елена ТейнинаБОЕЦ ОТРЯДА ЕВРЕЙСКОЙ САМООБОРОНЫФевраль 1904 года. Базарную площадь Горок заполнили солдаты, мобилизованные на Русско-японскую войну. Слышаться песни и плачь жен, провожающих. Многие мобилизованные были пьяные, и как водиться у них возникло желание добавить. И вдруг в пьяной толпе раздается возглас: «Бей жидов! Громить жидовские лавки!» И толпа начинала ломать двери еврейских магазинов. А Горецкая полиция равнодушно наблюдала за начавшимся погромом. Но тут наперерез толпе, выступило несколько еврейских крепких парней, некоторые из которых вооружены револьверами. Это отряд еврейской самообороны Горецкой организации РСДРП и Бунда, руководили которых заранее знали, что такое может произойти. Раздалось несколько выстрелов в воздух, и толпа в панике разбежалась. Тогда полиция – пешая и конная решила применить власть и стала нагайками избивать членов отряда. Одну из лошадей ударил в морду член отряда. Конь упал и задавил насмерть полицейского. Члена отряда арестовали. Арестованным был мой дед Михаил Тейнин. Он был старшим сыном в семье. К сожалению, год его рождения мне не известен, но мой отец говорил, что он был на 6-8 лет старше своего брата Якова, значит, мой дед был 1870-1872 года рождения. Кто он был по профессии, я не знаю, но я полагаю – перегонщиком скота. Потому что в последствие в Сибири до самой революции он именно этим и занимался. В начале 1905 года в Горках состоялся суд. Он признал, что убийство было не преднамеренным, и поэтому дед отделался ссылкой на поселение в Сибирь, правда, без права возвращения в Горки. Кстати, к этому времени он был уже женат и, у него было две дочери. В Сибири местом его ссылки был определён поселок для пересыльных в Томской губернии. Определившись с местом проживания, дед выписал к себе жену и дочерей. Но жена отказалась последовать за ним, и только старшая дочь поехала к нему. Но, случилось несчастье, она замерзла в повозке во время метели в степи, добираясь от железнодорожной станции. Создать новую семью было трудно, так как родители не хотели выдавать дочерей замуж за ссыльного. Но через несколько лет дед женился на девице Марии Яковлевне – круглой сироте. Ей было 15 лет, и она прислуживала в доме у своего дяди, жившего в Томске. Дяде лишний рот в семье был в тягость, и его не остановило то, что жених – ссыльный и что он старше невесты на 25 лет. В ссылке дед не сидел без дела. Как и в Горках занимался покупкой и перегоном скота. Вокруг жили казахи, калмыки и тувинцы и дед выучил их языки и переключился на торговое дело. Он ездил по аулам и стойбищам, привозил местному населению товары первой необходимости и скупал у них пушнину, скот Советская власть пришла в Сибирь в 1919 году, следом пришел НЭП и свобода частной торговли. Дела деда Михаила пошли на лад. Он построили новый дом. В семье родилось шестеро детей. Старшие четыре девочки: Сара, Надя, Лена, Граша. Младшие двое мальчиков – Исаак (мой отец) и младший – Яков. Но, к 1928 году с НЭПом было покончено и бывшие торговцы и предприниматели стали «лишенцами», были лишены избирательных прав, прав на работу. Для их детей был закрыт путь для поступления в техникумы и вузы. Так дед и его семья снова оказались вне закона. Началась коллективизация, и семья Тейниных вступила в еврейский колхоз «Золотая Нива», находившейся в с. Прокудино Новосибирской области. Правда, дед Михаил не был активистом артели, не любил ходить на сходки и собрания, не участвовал в общественных мероприятиях и не поощрял это в детях. Зато его уважали за силу и смекалку, за его умение обращаться с животными. В семье вспоминали: застряла председательская бричка в грязи – зовут его, не могут оседлать коня, тоже без деда не обходились. Да, хотела еще упомянуть, что дед Михаил был грамотен. По-русски писал красивым каллиграфическим почерком (я видела его подписи на старых фотографиях) и на идиш также, хорошо считал и имел талант к изучению языков. Как вспоминал мой отец Исаак, детей в семье языку идишу не учили, и когда он приехал в Горки, вынужден был учиться общаться на идиш с дедом, дядей Яковом и двоюродными братьями Хаимом и Наумом (Леней). Через 3-4 года с деда сняли статус «лишенца» и семья переехала в г. Абакан. Там купили домик и уже больше никуда не переезжали. Дед Михаил был тогда уже в 60-летнем возрасте и не работал. Жили с дочерьми, помогали воспитывать их детей, даже одну девочку Шейну- Александру удочерили и выучили. Она потом была прокурором в г. Абакане. Мой отец Исаак Тейнин, в 1939 был призван в армию и воевал до 1944 года, вернувшись с наградами и многочисленными ранениями. Когда отец после войны вернулся в Абакан, родителей уже не было в живых. Они – дедушка и моя бабушка умерли в 1943 году. |
|||
|
Местечки Могилевской областиМогилев • Антоновка • Бацевичи • Белыничи • Белынковичи • Бобруйск • Быхов • Верещаки • Глуск • Головчин • Горки • Горы • Гродзянка • Дараганово • Дашковка • Дрибин • Жиличи • Завережье • Кировск • Климовичи • Кличев • Коноховка • Костюковичи • Краснополье • Кричев • Круглое • Круча • Ленино • Любоничи • Мартиновка • Милославичи • Молятичи • Мстиславль • Напрасновка • Осиповичи • Родня • Рудковщина • Рясно • Самотевичи • Сапежинка • Свислочь • Селец • Славгород • Староселье • Сухари • Хотимск • Чаусы • Чериков • Черневка • Шамово • Шепелевичи • Шклов • Эсьмоны • Ясень • |
RSS-канал новостей сайта www.shtetle.com |
Главная |
Новые публикации |
Контакты |
Фотоальбом |
Карта сайта |
Витебская область |
Могилевская область |
Минская область |
Гомельская область |