Проект «Голоса еврейских местечек. Витебская область».פיתוח קשרי התרבות בין העמים של ישראל ובלרוס
|
---|
Поиск по сайту |
|
ГлавнаяНовые публикацииКонтактыФотоальбомКарта сайтаВитебская
|
Константин Карпекин,
|
№ п/п | Название синагоги | Количество | ||||||||
свитков Торы | книг | орн-кодеш | бим | шкафов | столов | скамеек | ламп висячих | подсвечников висячих | ||
1. | Виленская | - | 23 | 1 | 1 | - | 4 | 10 | 3 | 1 |
2. | Восикин | - | - | 1 | 1 | - | 2 | 3 | 1 | - |
3. | Давидова | - | - | 1 | 1 | - | 2 | 3 | 1 | - |
4. | Заручевская | - | - | 1 | 1 | - | 2 | 3 | 3 | - |
5. | Новолюбавичская | - | - | 1 | 1 | 1 | 2 | 3 | - | - |
6. | Огородная | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | 3 | - | - |
7. | Смолянецкая | - | - | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | - |
8. | Старолюбавичская | 2 | - | 1 | 1 | 1 | 3 | 4 | 2 | 4 |
9. | Старосельская | 2 | - | 1 | 1 | 1 | 4 | 5 | 2 | 2 |
10. | Толочинская | 1 | - | 1 | 1 | - | 5 | 4 | 2 | 1 |
При синагогах имелись архивы из метрических книг. А именно: записи о родившихся в Чашниках евреев за 1895 – 1896, 1899, 1902 – 1905, 1907, 1909 – 1916 гг., а также о браках за 1904, 1907 – 1908 гг., о разводах за 1895, 1897 гг., об умерших за 1895, 1910 гг. В первые годы советской власти раввины был отстранены от фиксирования этих сведений. Известно, что в конце 1921 г. перечисленные выше книги уже находились в ведении подотдела ЗАГС Чашникского местечкового Совета. (5)
1920-е гг. ознаменовались еще одним неприятным событием для еврейской общины: число синагог начало сокращаться. Из архивных документов известно, что еще в начале весны 1923 г. в Чашниках действовали все десять культовых зданий (6), а к началу сентября 1924 г. одна из них уже не использовалась верующими. На вопрос, что же случилось с синагогой, помог ответить фотоснимок, а точнее – надпись на его обратной стороне. На фотографии имелась пометка: «Пожар синагоги имевшем место в Чашники Витебской губернии Бочейковского уезда Перевозная улица апреля 1 дня 1923 г. в 4 час. утра». (7) Скорее всего, это была синагога Восикин, находившаяся на 2-й Перевозной улице. Напомним, что на 1-й Перевозной улице располагалась синагога Давида, но она упоминается как действующая в документах 1925 г.
Дело, начатое пожаром, продолжили атеисты. 12 сентября 1924 г. прошло заседание райисполкома. Первым и основным вопросом в повестке дня значился поиск помещения для учебного допризывного пункта. Районные власти нашли единственный подходящий вариант – занять одну из девяти синагог. На этом заседании присутствовали трое представителей от еврейской общины местечка. В общем, все они сказали, что не против такого решения. В частности, Г. Аронсон заявил, что лично он согласен на то, чтобы в какой-нибудь синагоге временно расположился учебный пункт, но синагогой ведает община и нужно спросить мнение всех верующих. Одновременно Г. Аронсон высказал предположение, что и община не будет противиться такому решению. Второй представитель от общины – К. Дворкин – отметил, что обычно молитвенные дома не принято использовать не по назначению, но если возникла острая необходимость, можно сделать исключение. Наконец, третий представитель от верующих – С. Бешенковский – также высказал свое согласие пожертвовать синагогой ради учебного пункта. В результате представителям еврейской общины было поручено изучить мнение всех верующих, а окончательное разрешение возникшего вопроса было перенесено на следующий день.
Как и планировалось, 13 сентября 1924 г. прошло очередное заседание райисполкома. Снова вопросом номер один значился вопрос «об отводе помещения синагоги на учпункт». Г. Аронсон и К. Дворкин заявили, что чашникские евреи согласны с 25 октября освободить синагогу, находящуюся на Лепельской улице (8) (то есть Виленскую синагогу). Как следует из архивных документов, синагога все же была занята раньше указанного срока: в «Именном списке церквей и молитвенных домов, расположенных на территории Чашникского района», датированном 7 октября 1924 г., отмечалось, что в Чашниках есть девять синагог, одна из которых «по соглашению с представителями верующих временно предоставлена под пункт допризывников». (9)
Судя по всему, учебный пункт находился в синагоге действительно временно, так как в списке чашникских синагог, составленном 10 ноября 1925 г., Виленская синагога уже есть. (10)
Значатся в этом списке также Старолюбавичская и Давидова синагоги, несмотря на то, что общины этих синагог (как, кстати, и Смолянецкой общины) имели некоторые проблемы с районными властями. Дело в том, что еще в ноябре 1924 г. эти три общины должны были перерегистрироваться, предоставить в райисполком свои уставы. Но они этого не сделали даже к февралю 1925 г. В связи этим окружные власти (11) 26 февраля 1925 г. рекомендовали «еще раз вызвать лично в райисполком ответственных руководителей синагог и предложить им представить уставы (…), в противном случае воспретить им собрания в синагогах, впредь до зарегистрирования их уставов». (12)
Несмотря на такие трудности, религиозная жизнь в Чашниках была достаточно активной. Вот как воспринимали деятельность иудейских общин в 1926 г. члены еврейской секции Чашникского райкома Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии: «Религия имеет еще сильное влияние среди евреев трудящихся местечка. Почти все кустари посещают синагогу, в значительной степени – еврейские рабочие и молодежь.
Особенно усиливают влияние еврейских клерикалов (13) деньги, прибывающие из Америки на общественные нужды. Эта помощь идет через раввина и клерикалов. На эти деньги построена недавно синагога (14), сейчас хотят построить «Микве» (религиозная баня).
На собрании рабочие протестовали против постройки «Микве» и предлагали эти деньги обратить в улучшение медицинской помощи. Довольно сильное религиозное обучение детей на дому. За последнее время по некоторым заявлениям это усилилось в связи с тем, что дети, окончившие еврейскую школу не имеют возможности дальше учиться». (15)
В 1929 – 1930 гг. по всей республике прошла кампания по закрытию культовых зданий. Она затронула и Чашники.
Примерно в начале или середине 1929 г. районные власти решили закрыть три синагоги, чтобы использовать их «под культнужды». Но решение райисполкома имело силу только при его утверждении более высокими инстанциями. 27 августа 1929 г. вопрос был рассмотрен и отклонен Витебской окружной комиссией по отделению церкви от государства. Последнее слово было за Центральной комиссией. Ее члены изучали вопрос 18 ноября 1929 г. В итоге они постановили: «По причине того, что материал об изъятии этих зданий из использования верующих совсем не обоснован, утвердить постановление окружной комиссии об отказе в изъятии 3 синагог». (16)
Интересно то, что узнав о решении окружной, но не дождавшись постановления Центральной комиссии, Чашникский райисполком 15 ноября 1929 г. повторно решил добиться закрытия синагог. На этот раз на заседании райисполкома было заслушано ходатайство 304-х евреев о передаче трех синагог для культурных целей. В то время существовал такой порядок: население должно было выступить с инициативой, а власть – поддержать ее и выполнить требование народа. Поэтому в конце 1920-х – 1930-х гг. очень часто делался акцент на то, что именно население захотело провести то или иное мероприятие. Так было и с чашникскими синагогами. Срочно нужно было расположить где-то семилетнюю школу, клуб и народный дом. Место нашлось только в синагогах. Результатом заседания стало постановление: «Ходатайство граждан еврейского населения м. Чашник удовлетворить, изъяв 3 синагоги под культнужды и просить Президиум ЦИК БССР это постановление утвердить». (17)
29 ноября 1929 г. постановление об изъятии синагог было утверждено президиумом Витебского окружного исполкома. (18) Для чашникских районных властей этого оказалось достаточно, чтобы приступить к закрытию культовых зданий. 15 января 1930 г. специальным постановлением начальнику отдела финансов было поручено имущество закрытых синагог «отдельно никому не выдавать, а распределить организованным порядком». (19) Сегодня можно только догадываться, что означала эта завуалированная фраза. Наиболее вероятно, что под словами «никому не выдавать» имелось в виду «не отдавать имущество иудейским общинам». Дело в том, что по советскому законодательству при закрытии какого-либо культового здания, материальные ценности, находившиеся в нем, следовало отдать религиозной общине, пожелавшей взять их себе. Если же таких желающих не находилось, имущество поступало в распоряжение местных властей. К тому же при передаче вещей общине, в документах обычно упоминалось ее название. В этом же случае нет ни слова о какой-нибудь иудейской общине.
15 января 1930 г. синагоги были уже закрыты, а только 20 января Центральная комиссия по отделению церкви от государства рассмотрела все материалы, присланные ей из Витебского округа. Она учла то обстоятельство, что за закрытие выступило 304 еврея из числа 400, имевших право голоса. Правда, комиссия вместо трех одобрила закрытие только двух культовых сооружений. Ими оказались Большая синагога и синагога Абрама Меера. (20)
Мероприятия Чашникского райисполкома, который закрывал синагоги, идеологически поддерживал Чашникский райком партии. Его стараниями проводились кампании против религиозных праздников. Во время осенних праздников Иом-Кипур и Рош-Гашана в 1929 г. прошло четыре антирелигиозных собрания евреев. Весной 1930 г. – на Песах – было организовано два аналогичных собрания. Кроме того, в рабочих артелях шла борьба против выпечки мацы. (21)
Большое значение придавалось атеистическому воспитанию школьников. Чувствуется, каким пафосом проникнут отчет о деятельности чашникской образцовой еврейской школы в 1933 – 1934 учебном году: «Наличие 41% учеников выходцев из чуждых нам элементов (торговцы, духовенство и др.) требовало от всего учительского коллектива и в первую очередь заведующего школой самого напряженного интернационального пролетарского воспитания детей, идеологической выдержанности и политической заостренности каждого учителя в отдельности». (22)
На протяжении 1930-х гг. дело закрытия синагог было продолжено. Примерно в начале июня 1937 г. чашникский райисполком подводил своеобразный итог своей почти 20-летней деятельности. На своем очередном заседании он постановил «бывшие синагоги в м. Чашниках, пришедшие теперь в ветхое состояние, угрожающее обвалом и совсем не пригодные для культурных целей, предложить Заведующему Строй Отделом РИК тов. Баркевичу разобрать их, как угрожающие обвалом». (23)
Правда, осенью 1937 г. как минимум одна синагога в Чашниках еще действовала. Такой вывод можно сделать из опасений партийных органов, зафиксированных на бумаге и дошедших до наших дней. Райкому партии пришлось не по душе то, что в синагогу ходило не только «взрослое население, но и молодежь». (24)
В Чашниках был свой раввин и несколько резников. В 1918 г. все они были лишены избирательных прав, так как считалось, что в советском государстве все должны зарабатывать на жизнь производительным трудом. Деятельность служителей культа в эту категорию труда не вписывалась. До сегодняшнего дня сохранился «Именной список лиц, лишенных избирательного права по Чашникскому горсовету», датируемый началом 1930 г. Из него можно узнать некоторые сведения об этих людях. Чашникского раввина звали Димент Мордух Абрамович, в то время ему было 45 лет. Вместе с ним в список попали резники 68-летний Дониях Абрам, 38-летний Бляхман Самуил, а также 70-летний меламед Пресман Генух. Есть в списке имена жен раввина и резников. По всей вероятности, они были домохозяйками, самостоятельного дохода не имели, потому так же, как и их мужья, были лишены избирательных прав. Это 54-летняя Дониях Фрейда, 37-летняя Бляхман Соня и 42-летняя Димент Дина. (25)
Положение служителей культа было настолько тяжелым, что в 1929 г. чашникский раввин отказался от своей должности. Тем не менее, от этого его жизнь нисколько не улучшилась. Чувствуется, с какой горечью он писал заявление о восстановлении его в избирательных правах: «Ввиду того, что закон гласит, что лица, снимавшие свой сан, устанавливаются в избирательных правах, и я еще в декабре месяце 1929 г. добровольно отказался от своей должности служителя религиозного культа. Принимая во внимание, что отказавшись от своей службы я всецело стремлюсь к трудовой жизни, на путь которой я ставил своих детей, но будучи лишенцем для меня закрыты все доступы к труду, и не имею возможности приобрести себе средств к существованию, никуда не могу выехать. Никто даже не хочет сдать мне квартиру, и я обречен к проголодной жизни, а потому прошу войти в мое положение и во имя сочувствия к моим невинным детям восстановить меня в избирательных правах». В конце заявления стоит дата – 23 апреля 1930 г. (26) Не известно, прислушались ли к просьбе М. Димента городские власти, но в 1937 г. он снова решил вернуться к раввинской деятельности. (27)
Как видно, судьба чашникских синагог и служителей культа сложилась печально. Им не нашлось места в советском обществе. Сегодня уже невозможно спасти синагоги от разрушения, избавить от унижений чашникских раввина и резников. Остается только сохранять память о тех событиях, чтобы не повторить ошибок.
RSS-канал новостей сайта www.shtetle.com |
Главная |
Новые публикации |
Контакты |
Фотоальбом |
Карта сайта |
Витебская область |
Могилевская область |
Минская область |
Гомельская область |