Проект «Голоса еврейских местечек. Витебская область».פיתוח קשרי התרבות בין העמים של ישראל ובלרוס
|
---|
Поиск по сайту |
|
ГлавнаяНовые публикацииКонтактыФотоальбомКарта сайтаВитебская
|
ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ: О ГРЕШНИКАХ И ПРАВЕДНИКАХВ местах моего детстваДетство мое прошло в Чашниках – районном центре Витебской области, имеющем более чем 500-летнюю историю. До 1793 года наши места входили в состав Речи Посполитой, а после ее раздела стали частью Российской империи. В силу названных обстоятельств здесь всегда бок о бок жили, причем мирно, и белорусы, и поляки, и евреи. Причем последние среди жителей городов и местечек нередко составляли большинство. В столице Белоруссии Минске до 1917 года евреев среди населения было более половины, а в наших Чашниках на начало 1906 года, к примеру, при общем числе жителей в 5530 человек евреев насчитывалось около 77 процентов – 4276 человек, христиан – 1254. Накануне Великой Отечественной войны в Чашниках их было около трех тысяч. В июне 1944 года, когда советские войска освободили местечко, осталось всего два еврея, которых спрятали от немцев белорусы. Многие возвратившиеся с фронтов солдаты из еврейских семей не нашли больше своих родных. Всех засосало в кровавую воронку Холокоста... В годы моего детства, пришедшегося на конец 1950-х – начало 1970-х годов, евреев в городе оставалось немного. Одна из семей, теперь уже только женская ее половина, до сих пор соседствует и дружит с моими родителями. Из раннего детства мне запомнился еще один представитель этой национальности – старьевщик по имени Берка. Он ездил по городу на телеге, которую тащила понурая лошадка, собирал старье, обменивая его на разные хозяйственные мелочи. Одет был неряшливо, говорил то ли косноязычно, то ли это был акцент (многие белорусские евреи до войны разговаривали между собой на идише) – я тогда не понимала. Люди подсмеивались над ним, а у меня Берка вызывал острую жалость. Позже я узнала, что он воевал, а когда возвратился, ему сообщили о том, что вся его семья погибла во время оккупации. Чашники и их ближайшие окрестности перед войной относились к Лепельскому военному округу, который до 1939 года, когда произошел очередной раздел Польши, являлся приграничной зоной. Война сюда докатилась быстро. Уже 23 июня над Лепелем появились немецкие самолеты. Чашники бомбили в конце июня. 3 июля немцы вошли в Лепель, а уже в конце июля в городе, наполовину еврейском, было создано гетто: под него отвели три улицы и туда согнали всех евреев – по 30-40 человек в доме. В Чашниках евреи оставались в собственных домах, но им не разрешалось покидать местечко, а на одежду было приказано нашить желтые лоскуты. Чуть позже им запретили общаться с остальными жителями. Зимой 1942 года по всей Белоруссии началось массовое уничтожение еврейского населения. По воспоминаниям старожилов, найденным мной на сайте города, когда до Чашников дошли слухи о расстрелах и в Лепеле, и в соседнем местечке Сенно, люди долго не хотели в это верить. Даже отправили старосту синагоги в разведку. Тот, вернувшись, все подтвердил, но как действовать дальше, люди не знали. Уйти всем в лес не позволяли страшные морозы, стоявшие той зимой. Жители окрестных деревень прятать евреев боялись. 14 февраля в Чашники приехали немцы, сюда собрали полицаев со всей округи. Они окружили местечко. Расстрелы продолжались два дня... Всего здесь было расстреляно около двух тысяч евреев. Именно на это время – с февраля 1942 года и до осени 1943 – в Белоруссии приходится основная часть жертв Холокоста – свыше 550 000 человек. И еще один примечательный факт, который я вычитала в книге бывшего командира партизанского отряда Г. Линькова «Война в тылу врага» «...Немцы не расстреливали евреев повсеместно, а проводили акции уничтожения в течение всей первой военной зимы, стараясь привлечь к этому местное население...» Таким образом поступили в деревне Кащено Витебской области. Вызвали людей в помещение школы и объявили, что они назначены полицейскими. Тут же предложили им взять винтовки. Назначение спрыснули самогоном. Затем полицейских повезли в местечко Краснолуки и приказали расстрелять еврейскую семью. А когда была успешно завершена первая боевая операция, перед полицейскими раскрыли сундуки расстрелянных. Праведники народов мираМоя мама родилась в деревне Заборье, как раз неподалеку от упомянутых выше Кащено и Краснолук, пережила оккупацию. В их деревне, насколько она помнит, немцы особо не зверствовали, хотя однажды жителям все же пришлось убегать от карателей, но деревня осталась цела. Фашисты в Заборье наезжали периодически, забирали все, что можно съесть. Как-то немецкий солдат собрался увести, кажется, корову, так моя бабушка Феня выскочила из дома, повисла на своей буренке: «Немчик, пожалей. Чем детей кормить буду?» И фашист, как ни странно, ушел восвояси. Может, действительно детей пожалел – бабушка одна семерых растила. На войне случалось всякое, но, как бы ни была сильна ненависть к врагам, в человеческом сердце всегда оставалось место для жалости. Если, конечно, человек не озверел окончательно. Мама вспоминала, как уже после освобождения деревни к ним в дом наведалась группа оборванных, грязных гитлеровцев, прятавшихся в лесах. Попросили поесть. Бабушка, не выдержав жалкого вида лесных пришельцев, открыла окно и стала раздавать им куски хлеба. А в другой избе несчастные съели кадушку теста. Был и еще случай: вышел как-то из лесу совсем молодой немецкий солдатик, грязный, оборванный. Руки поднял, сдаюсь, мол, а один из партизан взял и пристрелил его. Мама возмущалась: «Ну, зачем было стрелять? Молодой ведь совсем был...» Рассказываю это для того, чтобы показать, насколько белорусы незлопамятный и милосердный народ. Среди них было немало людей, которые, рискуя собой и своей семьей, прятали евреев, выдавали еврейских детей за своих. Тем представителям иных национальностей, которые рисковали в годы войны жизнью ради спасения евреев, в Израиле присвоено почетное звание Праведники народов мира. Белорусов среди них более 600 человек. В июле прошлого года в Париже состоялась международная конференция, тема которой была обозначена как Операция 1005. Таким было кодовое название секретного плана фашистов по сокрытию следов массовых убийств евреев, мирного населения и военнопленных. После конференции было объявлено о том, что с сентября 2009 года в университете Сорбонны начнется преподавание темы Холокоста как самостоятельной учебной дисциплины. Задача – обеспечить преемственность памяти Катастрофы. Леонид Смиловицкий, доктор исторических наук, автор ряда книг по истории евреев Белоруссии и участник конференции, сказал в одном из интервью: «Отрицание преступлений нацистов против человечества – это вселенский грех. За него нет прощения». Эту истину сегодня отчетливо понимает все больше людей. У евреев, у неевреев – общая судьба. Нельзя допустить, чтобы духовные наследники нацизма взяли нас на прицел... Тина Коваль
|
|||
|
Местечки Витебской областиВитебск• Альбрехтово• Бабиновичи• Бабыничи• Баево• Барань• Бегомль• Бешенковичи• Богушевск• Борковичи• Боровуха• Бочейково• Браслав• Бычиха• Верхнедвинск• Ветрино• Видзы• Волколата• Волынцы• Вороничи• Воропаево• Глубокое• Гомель• Городок• Дисна• Добромысли• Докшицы• Дрисвяты• Друя• Дубровно• Дуниловичи• Езерище• Жары• Зябки• Камаи• Камень• Колышки• Копысь• Коханово• Краснолуки• Краснополье• Кубличи• Лепель• Лиозно• Лужки• Лукомль• Лынтупы• Любавичи• Ляды• Миоры• Оболь• Обольцы• Орша• Освея• Осинторф• Островно• Парафьяново• Плисса• Подсвилье• Полоцк• Прозороки• Росица• Россоны• Сенно• Сиротино• Славени• Славное• Слобода• Смольяны• Сокорово• Сураж• Толочин• Труды• Улла• Ушачи• Цураки• Чашники• Черея• Шарковщина• Шумилино• Юховичи• Яновичи |
RSS-канал новостей сайта www.shtetle.com |
Главная |
Новые публикации |
Контакты |
Фотоальбом |
Карта сайта |
Витебская область |
Могилевская область |
Минская область |
Гомельская область |