Поиск по сайту

 RUS  |   ENG 

Аркадий Шульман
«ГОРОД, В КОТОРОМ ЖИВЕТ ИСТОРИЯ»

Фадей Шимукович
«ЕВРЕИ В ДИСНЕ»

Сифра Леках
«ВОЕННАЯ МОЛОДОСТЬ»

Нина Голод
«РАВВИНСКИЙ РОД ДОН-ИХЬЕ»

Моше Иофис
«О ДРУЗЬЯХ-ТОВАРИЩАХ»

РОЗЫСК РОДСТВЕННИКОВ

Дисна в «Российской еврейской энциклопедии»


ЕВРЕИ В ДИСНЕ

В нашем крае евреи впервые появились еще во времена правления полоцкого князя Всеслава Чародея (1044-1101 гг.). Позже, в XIV веке, когда в Западной Европе началось массовое гонение на еврейское население, они находили приют в Великом княжестве Литовском – стране, где вполне терпимо относились к лицам разной веры.

Первые еврейские общины на земле Белой Руси возникли тогда в Бресте и Гродно. Со второй половины XVI века евреи начали занимать заметное место в этнической структуре населения некогда могучей империи Великого княжества Литовского.

Мост через реку Дисна. Фото начала ХХ в.
Мост через реку Дисна. Фото начала ХХ в.

В Дисну первые евреи переселились из Полоцка. Дисна занимала выгодное экономическое положение, ибо находилась на водном торговом пути «Из варяг в греки». К тому же левый приток Западной Двины река Дисна пересекала всю территорию Дисненского уезда и являлась успешным торговым путем для доставки товаров. В пойме реки Дисны на благодатных почвах крестьяне издавна выращивали отличный лен, который шёл на парусное полотно и имел большой спрос в таких морских государствах как Англия, Дания, Голландия и Бельгия. Складывалась хорошая торговая обстановка, которая не могла не заинтересовать купцов, которые были и среди еврейского населения.

По некоторым архивным данным массовое заселение Дисны евреями началось после пожара, от которого сильно пострадал город в 1700 году. Постепенно доля еврейского населения в Дисне росла, что положительно сказывалось на экономическом состоянии города, благодаря активной торговле, в которую включились купцы еврейской национальности, умело налаживавшие связи с иностранными купцами.

Согласно архивным данным, в 1858 году в Дисне проживало 5183 жителя, из них 2579 евреев, в 1868 году было 6562 жителя, из них 3662 евреи. В 1893 году население города составило 8988 человек, в том числе 4307 евреев.

В 1897 году в связи с кризисом многие горожане вынуждены были заниматься отхожим промыслом, временно искать работу на стороне, в связи с чем общее число населения резко уменьшилось и составило лишь 6756 жителей, в том числе 4617 евреев, или 68,5 процентов от общего числа горожан. Но уже в 1904 году город имел 9113 жителей, в том числе 4687 евреев. Как видно примерно половина населения города составляли евреи.

Среди еврейского населения было немало купцов: и очень богатые, и среднего достатка. В общей сложности с учетом торговых точек на дому и специализированных магазинов в городе насчитывалось около 350 торговых точек.

Замковая улица. Фото начала ХХ в.
Замковая улица. Фото начала ХХ в.

Среди евреев было немало ремесленников, причем высокой квалификации: сапожников, портных, мастеров гончарного дела. Создавали артели по трепанию льноволокна, умели довести льноволокно до высокого товарного качества, которое имело высокую цену. Занимались сбором вторсырья: тряпок, костей, свиного, конского волоса. Были отличные мастера стекольщики, разъезжающие по деревням и оказывающие услуги людям. Только в 1891 году купцами евреями было закуплено у населения 10000 берковцев льноволокна и продано за границу. Один берковец равен 10 пудам, или 160 кг. В то время, да и вплоть до 1939 года самой доходной сельхозкультурой был лен, и население имело большую потребность в его реализации. Евреи купцы скупали и льноволокно, и льносемя. Причем при острой необходимости крестьян, срочно иметь деньги, купцы могли дать аванс, так называемый задаток под будущую продукцию.

Во второй половине XIX столетия появился острый спрос на мировом рынке на зерно и другую сельхозпродукцию в связи с быстрым ростом населения. Черноземье России и Украины успешно решали вопрос производства зерна. Беларусь при всем ее старании не смогла получить необходимое количество товарного зерна с низкой его себестоимостью. В конце XIX и начале XX столетия перешли на производство молока и научились выпускать высококачественное масло. Появилась проблема его реализации на мировом рынке. Не обошлось без участия купцов-евреев, которые уже имели за границей давно налаженные связи. Уже в 1906 году в Англию было продано 5000 пудов масла, а в 1907 г. его было реализовано на 175000 рублей. По тем временам это очень большие деньги. Для сравнения в Дисне в 1903 году на берегу Западной Двины построено двухэтажное здание больницы, сметная стоимость которой 41523 рубля. В 1908 г. построена на православном кладбище Одигитриевская церковь сметной стоимостью 674 руб. 06 копеек.

Первая мировая война и гражданская война отрицательно сказались на экономическом развитии города. Многие из мужского населения, в том числе евреи, были призваны в действующую армию, откуда не все вернулись. Одни погибли на фронтах Первой мировой и гражданских войн, другие были разбросаны по всей России.

С 1921 года по Рижскому мирному договору Дисненский уезд вошел в состав Речи Посполитой. Обстановка стабилизировалась и началось достаточно успешное развитие экономических и социальных процессов. Немалую роль в развитии экономической ситуации сыграла еврейская община. И хотя граница между Речью Посполитой и Советской Россией шли по Западной Двине, и г. Дисна стал пограничным, в связи с чем центр уезда был перенесен в г. Глубокое и некоторая часть богатых еврейских купцов переселилась туда, город оставался крупным торговым и культурным центром.

Город был чистым и аккуратным. По словам старожилов и перед домами мещан, и перед еврейскими домами была идеальная чистота. Польские власти строго, вплоть до педантизма, смотрели за порядком. Булыжные мостовые регулярно очищались от травы и мусора.

Весной и осенью за городом по дорогам проходящим по низине, по лугам из-за переувлажнения невозможно было проехать. Это обстоятельство сильно мешало торговле. Проблематично было доставить товар из деревень, и потом из города вывезти его на ближайшую железнодорожную станцию Зябки. В 1922-1923 годах шло строительство насыпной дороги через луга. Была насыпана земляная дамба, высота которой местами достигала четырех метров, построено два деревянных моста, сама дорога была мощена булыжником.

В сельском хозяйстве шёл процесс замены тяжёлого и малопродуктивного ручного труда машинным. В обмолоте зерновых вместо традиционного – цепами, все шире стал внедряться – молотилками, приводимыми в движение приводами при помощи лошадей. Очистка зерна от половы и других примесей осуществляемого ручными веялками стала при помощи машин – арфов. Если раньше лён мяли при помощи примитивных ручных мялок, то широко стали применяться механические льномялки, приводимые в движение теми же лошадьми. Все шире стали внедряться более совершенные плуги, культиваторы, привозимые из-за рубежа. Инициаторами и поставщиками всего этого оборудования являлись евреи. Складывался негласный союз крестьян с евреями, в котором обе стороны имели интерес. Крестьяне были заинтересованы в производстве более дешевой продукции и получении высоких доходов, которые они могли частично вкладывать в производство и расширять его. Евреи были заинтересованы в том же: чтобы крестьяне побольше производили товарной сельхозпродукции, которой они торговали, чтобы продукции становилось больше и лучшего качества.

Дисна. Фото 2009 г.
Дисна. Фото 2009 г.

Фабричные ткани постепенно стали вытеснять из употребления самотканое полотно. Высококвалифицированные еврейские портные стали пропагандистами передовых западноевропейских мод. Особенно модны были брюки галифе и сапоги фахстрот. Причём еврейские портные и сапожники метод изготовления этих изделий передавали и другим мастерам. Еврейские купцы всё чаще стали привозить в свои лавки радиоприемники, велосипеды и ряд других «заморских» товаров. Они широко использовали метод предварительного заказа. Более дорогостоящие товары, радиоприёмники, велосипеды «Нёман», швейные машинки «Зингер» можно было приобрести у них в рассрочку, причем часто под честное слово в присутствии свидетеля без составления долгового документа. По такому же принципу можно было у еврейского купца взять определенную сумму в кредит. Еврейские купцы очень дорожили репутацией, и свои обязанности перед покупателем старались выполнять добросовестно. Если возникали по недоразумению конфликтные ситуации, старались не доводить дело до суда, а решать его мирным способом.

Члены еврейской общины жили очень дружно между собой. Да по-другому и быть не могло. По словам старожилов за 18 лет нахождения под властью Речи Посполитой в Дисне не было ни одного случая разбора в суде дел между евреями. Все проблемы, возникающие между членами еврейской общины, решал раввин. В Дисне было семь синагог, каждую из которых возглавлял раввин, а над ними находился старший раввин.

Хорошие, можно сказать дружеские отношения, были у каждого еврея с несколькими крестьянскими семьями. Когда крестьяне приезжали на рынок в Дисну, то они останавливались на постой у своих друзей-евреев.

В Дисне при польской власти успешно работала гимназия им. ксендза Пирамовича. В гимназии наряду с детьми мещан и городской знати, детьми из сельской местности обучались и дети евреев. Многие из них впоследствии стали хорошими педагогами, врачами, учеными. В период вхождения Дисны в состав Речи Посполитой евреи чувствовали себя равноправными гражданами. Это позволило им стать самой большой этнической группой в городе. Перед началом войны в Дисне из примерно из 9,5 тысяч жителей проживало 5882 евреи или 62 процента.

Самым ужасным временем стала война. В Дисне свирепствовал комендант города обер-лейтенант жандармерии Галь. Гетто было создано в октябре 1941 года. Полоцкую улицу обнесли колючей проволокой и согнали туда евреев не только из г. Дисны, но из соседних местечек Николаева и Язно. В каждый дом помещали по 8-10 семей, а то и 15, а зависимости от его размера. С собой разрешалось брать лишь самое необходимое. Все домашнее имущество евреев было разграблено полицейскими и сотрудниками магистрата. Евреям было приказано носить желтые нашивки на верхней одежде. Покидать гетто без разрешения категорически запрещалось, за ослушание – расстрел.

Дисна. Памятник на месте расстрела узников гетто.
Дисна. Памятник на месте расстрела узников гетто.

В марте 1942 года из гетто было отобрано 23 человека и без объявления им вины расстреляны в комендатуре. Предполагают, что это были активисты, которые, по-видимому, готовили восстание в гетто. Кое-кого из евреев местному населению удалось спасти от гетто, но таких везучих было не много. Нашлась пара подлецов среди крестьян, которые вылавливали прятавшихся по деревням и лесам евреев и сдавали их немцам и полиции. Когда вернулась советская власть, их «наградили» тюремными сроками.

Но самым ужасным днем для евреев Дисненского гетто стало 14 июля 1942 года. В Дисну прибыла «айнзацкоманда», гетто было оцеплено полицией. Недалеко от гетто на песчаном пустыре самими евреями под наблюдением полиции были вырыты 2 ямы 4 метра глубиной 5 метров шириной и 60 метров длиной каждая, к которым был устроен коридор, с обеих сторон охраняемый полицией. У ям находились пулеметчики и автоматчики. Поперек обеих ям были положены щиты из досок. Под конвоем приводили по 10 евреев, тут же у ям им приказывали раздеться и зайти на дощатые щиты. Как только они оказывались на них, открывали огонь из пулеметов. Убитые и раненные падали в ямы. Падали туда и живые. Конвейер смерти продолжался весь день. Поднялся плач, крики. Вся эта жуткая картина была слышна за несколько километров в окрестных деревнях. Несмотря на вооруженную охрану, многие бросились убегать. Спастись удалось единицам. Некоторые погибли в водах р. Дисны и Западной Двины. По предварительным данным в этот ужасный день было уничтожено 3800 человек, детей, женщин, стариков, вина которых была лишь в том, что они были евреи. Возможно, данные занижены, ибо расстреливали не только дисненских, но и язненских и николаевских евреев.

Семнадцать евреев немцы временно оставили в живых. Это были ремесленники: портные, сапожники, часовых дел мастера и другие люди высокой квалификации, которых оккупанты заставили работать на себя. А в ноябре 1943 года их расстреляли в расположении комендатуры, вывезли за город и закопали около дороги, ведущей из Дисны на д. Шараги.

4 июля 1944 года Дисна была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Коренных жителей в Дисне осталось немного и ни единого еврея. Через год в Дисне было не более 800 жителей и лишь несколько десятков евреев, чудом оставшихся в живых, вернувшихся из партизанских отрядов и демобилизованных из Красной Армии.

Райпромкомбинат возглавил еврей Леках. И хотя он имел лишь начальное образование, это не помешало ему развернуть такую деятельность, что не каждому с высшим образованием под силу. Не хватало ни финансов, ни материальных средств, ни рабочей силы. Предприимчивый Леках нашел выход из положения. В 20 км от Дисны находится уникальное верховое болото, площадью 23 тысячи гектар очень богатое клюквой. Есть там в несколько меньшим количестве, брусника и голубика. Леках организовал сбор и прием клюквы у населения. Из местных жителей он организовал несколько десятков заготовителей, которые скупали клюкву у населения. Люди это встретили на «ура». Стали усиленно собирать клюкву и сдавать заготовителям. Очень были нужны деньги, а тут такая возможность. Клюкву от заготовителей вывозили на машинах. Часть ягод перерабатывалась в Дисне на очень качественный лимонад и вино. А значительную долю на железнодорожной станции в Борковичах грузили в вагоны и отправлялась в Ригу, на Южный Урал и в Среднюю Азию, где она высоко ценилась. Оттуда поступали приличные, по тем меркам суммы денег, которые дали возможность приобрести оборудование для цеха по переработке яблок и овощей, который потом перерос в плодоовощной завод. Приобрели оборудование для колбасного цеха. Обоюдная выгода – у крестьян появилась возможность реализовать скот, у горожан – рабочие места и качественная, относительно недорогая колбаса.

Из войны город вышел сильно разрушенным. Целые кварталы лежали в руинах, не хватало жилья. Шло строительство. Райпромкомбинат обеспечивал столяркой как государственное, так и частное строительство. Стали восстанавливать кирпичный завод в д. Горки, что в 1 км от Дисны, ранее принадлежавший помещику Медунецкому. Купили локомотив, работавший на местном топливе, который приводил в движение динамомашину и получали электроэнергию. Это дало возможность пустить на полную мощность пресс по формовке кирпича-сырца и организовать двухсменную работу. Город и район получил необходимый кирпич. Закупили оборудование и открыли необходимую пекарню, которую возглавил Шенкман. Вместе с Лекахом им удалось наладить выпуск очень вкусного хлеба и обеспечить им не только город, но и нуждающихся сельских жителей. Люди старшего поколения и сегодня вспоминают очень вкусный хлеб, хотя он выпускался в ручную и состоял из трех компонентов: мука, вода и соль. Появились рабочие места, люди из окрестных деревень мигрировали в город. Особенно усилилась миграция в 1950-е годы.

Река Дисна.
Река Дисна.

Диссненский лесхоз возглавил еврей Полей. Хотя лесов хватало, имели они достаточно спелой деловой древесины отпуск на рубку был крайне недостаточный. А город очень нуждался в строительной древесине. Только одному директору лесхоза известно как он умудрялся выбивать наряды на отпуск древесины городу. Рядом через Западную Двину в Верхнедвинском лесхозе, очень богатым лесами, Полей договаривался об отпуске стройматериалов населению Дисны. Пожилые люди вспоминают это с большой благодарностью.

Комбинат бытового обслуживания возглавил вернувшийся с фронта еврей Кункис. Сам по профессии хороший портной, он быстро создал цех по пошиву одежды, который с каждым годом разрастался и пользовался заслуженным авторитетом. Заказы на пошив костюмов, пальто и других изделий поступали не только от жителей города и района, но были заказчики из Полоцка, Шарковщины, Миор и Верхнедвинска. При КБО работали мастерская по ремонту обуви, парикмахерская, изготовляли колодезные кольца, фотография, химчистка, городская баня. В 1973 г. мне пришлось возглавить Дисненскую школу-интернат для детей с нарушениями речи. Приходилось пользоваться услугами КБО, а по сему иметь деловые встречи с руководителем. Кункис всегда с пониманием относился к нашим проблемам и старался решать их без лишней бюрократической волокиты.

Дисна. Вид с птичьего полета.
Дисна. Вид с птичьего полета.

Ещё один из демобилизованных евреев – Родин, имеющий педагогическое образование внёс достойный вклад в организацию образования в городе и районе. Поначалу он был завучем Дисненской средней школы. Вскоре районные власти заметили и оценили его организаторские способности и назначили заведующим РОНО. Педагогам старшего поколения запомнился он как требовательный, справедливый и заботливый руководитель. В конце августа перед началом каждого нового учебного года проводились конференции учителей. Добираться до райцентра нужно было за 20-30 км. Общественного транспорта тогда не было и можно было рассчитывать лишь на собственные ноги. Родин добивался аудиенции у секретарей райкомов партии и доказывал им необходимость обязать председателей колхозов и директоров совхозов выделить транспорт для доставки учителей в райцентр на конференцию и обратно. Помимо этого он сам лично по телефону связывался с каждым руководителем и от своего имени просил оказать помощь педколлективу прибыть в райцентр. Даже в наше время много ли есть руководителей, которые способны на такую заботу о своих подчиненных.

Осенью 1959 года Дисненский район был упразднен. Его территория была присоединена к Миорскому, а Дисна стал городом районного подчинения. В Дисне предприятия стали закрывать и передавать их Миорам. Закрыли хлебопекарню, колбасный цех. А потом пошло и поехало.

Пожилые евреи умирали. Хоронили их рядом с могилами евреев, расстрелянных фашистами в 1942 г. Другая часть эмигрировала в Израиль.

На сегодняшний день в Дисне проживает менее 2000 человек, из числа которых более 800 пенсионеров, не осталось ни одного еврея.

На сегодняшний день в более-менее приличном состоянии находятся все три захоронения, в которых покоится прах евреев, расстрелянных фашистами. Судьба двух еврейских кладбищ более чем незавидная. Одно из них находилось в черте города и размещалось на высоком и большом холме. В семидесятые годы во время строительства рядом с Дисной перекачивающей станции нефтепродуктов весь холм, вместе с прахом покойных был вывезен в качестве строительного материала. Сейчас образовалась огромная лужа, в которой водятся караси.

Второе еврейское кладбище гораздо большее, находится примерно в 1,5 км от Дисны в д. Горки. Размещено оно в красивом месте на берегу реки Дисны. Однако за ним никто не ухаживает, оно представляет из себя дикие заросли ольхи, лозы и других кустов, вперемешку с непроходимыми зарослями дикого хмеля и крапивы. Многие могилы осквернены и разрыты вандалами, для которых нет ничего святого. Хотя на действующем православном, униатском и католическом кладбищах безобразий тоже хватает.

Я педагог и занимаюсь изучением краеведческого материала, мне уже скоро 75 лет. Когда я прибыл в Дисну, а моя родина в 20 км от города, то стал заниматься изучением его прошлого. Я много беседовал со старожилами города, с очевидцами расстрела евреев в Диснее в 1942 году.

Фадей Шимукович
г. Дисна, краевед


Местечки Витебской области

ВитебскАльбрехтовоБабиновичиБабыничиБаевоБараньБегомль Бешенковичи Богушевск БорковичиБоровухаБочейковоБраславБычихаВерхнедвинскВетриноВидзыВолколатаВолынцыВороничи Воропаево Глубокое ГомельГородок ДиснаДобромыслиДокшицыДрисвяты ДруяДубровноДуниловичиЕзерищеЖарыЗябки КамаиКамень КолышкиКопысьКохановоКраснолукиКраснопольеКубличи ЛепельЛиозноЛужкиЛукомльЛынтупыЛюбавичиЛяды Миоры ОбольОбольцы ОршаОсвеяОсинторфОстровноПарафьяновоПлиссаПодсвильеПолоцк ПрозорокиРосицаРоссоны СенноСиротиноСлавениСлавноеСлобода СмольяныСокоровоСуражТолочинТрудыУллаУшачиЦуракиЧашникиЧереяШарковщинаШумилиноЮховичиЯновичи

RSS-канал новостей сайта www.shtetle.comRSS-канал новостей сайта www.shtetle.com

© 2009–2020 Центр «Мое местечко»
Перепечатка разрешена ТОЛЬКО интернет изданиям, и ТОЛЬКО с активной ссылкой на сайт «Мое местечко»
Ждем Ваших писем: mishpoha@yandex.ru