Проект «Голоса еврейских местечек. Витебская область».פיתוח קשרי התרבות בין העמים של ישראל ובלרוס
|
---|
Поиск по сайту |
|
ГлавнаяНовые публикацииКонтактыФотоальбомКарта сайтаВитебская
|
Юрий ОкуневНАЙДЕН ФОТОПОРТРЕТ ЗНАМЕНИТОГО РАВВИНА ЛЮБАВИЧЕЙ – РОДИНЫ ХАБАДА
Юрий Окунев.
В 1883 году в еврейском местечке Любавичи, Могилевской губернии Российской империи, скончался Четвертый Любавичский Реббе Самуил (Шмуэль) Шнеерсон, известный в истории хасидизма под именем Махарш. Самуил Шнеерсон был правнуком великого цадика Шнеура Залмана Шнеерсона – основателя религиозного движения Любавичских хасидов ХаБаД, названного так по первым буквам ивритских слов хахма, бина и деа, означающих мудрость, понимание и познание. Реббе Махарш был известен в России своей активной борьбой с антисемитизмом, именно он основал в 1869 году в Санкт-Петербурге постоянную комиссию глав еврейских общин, которая отстаивала права евреев. До сих пор в Любавичах, которые ныне являются небольшим русским селом Руднянского района Смоленской области России, можно увидеть опаленные страшной историей ХХ века остатки каменного надгробия над могилой этого цадика. В 1882 году, незадолго до своей кончины, Реббе Самуил Шнеерсон назначил раввином местечка Любавичи своего ученика Давида Якобсона – с этого и начинается история, которой посвящена наша небольшая новелла. Давид Якобсон родился в 1852 году в семье раввина Бенциона Якобсона. В сохранившихся документах Давид подписывался следующим образом (в переводе с еврейского): «Давид, сын благословенной памяти Рабби Бенциона Якобсона, Рабби в Любавичах». Семейная история сохранила предание о том, как он в 14-летнем возрасте женился на столь же юной Лее Зеликсон – дочери тогдашнего раввина местечка Любавичи Авраама Зеликсона. Брак Давида и Леи был счастливым – у них родилось 14 детей! Нам известны имена и отчасти судьбы восьми из них – Залман, Зелда, Лазарь, Йосеф, Рися, Рива, Тайба, Ида. От детей Давида и Леи произошли многочисленные потомки раввина Давида Якобсона, живущие ныне в России, Белоруссии, Израиле, США и Германии – всего более 60 человек. Подробный рассказ о семейном древе Давида Якобсона еще предстоит написать, но этот рассказ, конечно, выходит за рамки нашего короткого повествования. Точная дата смерти раввина Якобсона неизвестна. По свидетельству хасидских источников, в 1922 году, уже при советской власти, Давида видели в Любавичах, а на семейной фотографии 1930 года его нет – это дает основание предположить, что раввин скончался между 1922 и 1930 годами. О жизни его жены Леи Якобсон в советское время известно больше – по свидетельству ее правнучки Зинаиды Майзелис Лея скончалась незадолго до Великой Отечественной войны в Ленинграде. Последние годы жизни она, уже ослепшая, провела в доме внуков на Литейном проспекте. Лея была для родственников живой легендой, и рассказы о ней впоследствии передавались из поколения в поколение.
Любавичи. Ноябрь, 2011 г.
Во времена, когда Давид Якобсон был раввином в Любавичах, это еврейское местечко достигло наивысшего расцвета – оно стало важнейшим центром хасидизма и представляло собой сравнительно крупный поселок Оршанского уезда Могилевской губернии Российской империи. По переписи 1897 года в Любавичах проживало 2711 человек, в том числе 1660 евреев. Здесь регулярно устраивалась известная во всей округе ярмарка, процветали торговля льном, кожевенное и швейное производство. Это был центр религиозного и профессионального образования евреев. В Любавичах работало народное еврейское мужское училище с ремесленным отделом. Здесь процветала известная Любавичская ешива «Томхей тмимим» – центр еврейской учености всей Белоруссии, выпускники которой впоследствии возглавляли многие синагоги Европы и США. Четыре поколения цадиков из рода Шнеерсонов собрали в Любавичах уникальную библиотеку старинных книг по истории, философии и религии. В начале ХХ века эта библиотека содержала 25 тысяч книг и 50 тысяч редких документов! В теплое время года хасиды-паломники приходили сюда пешком и приезжали семьями на подводах – чтобы помолиться в местной синагоге, посмотреть библиотеку цадика, набраться святости и духовной силы. Жизнь в местечке была наполнена трудом, учебой и молитвами, религиозные книги и светские учебники были в каждом доме и их чтение являлось непременным атрибутом повседневной жизни, высокий интеллект и образованность сочетались с простотой сельской жизни – удивительное чудо в маленькой деревеньке, затерявшейся на гигантских постранствах нашей грешной планеты, чудо под названием Любавичи! Давид Якобсон был одним из последних официальных раввинов в Любавичах. Он выполнял свои обязанности и после 1915 года, когда Пятый Любавичский Реббе Шолом Дов Бер Шнеерсон уехал из Любавичей в Ростов-на-Дону, а вместе с ним Двор Любавичских Реббе навсегда покинул свою Родину. В советские времена в Любавичах организовали колхоз, задавленная властями национально-религиозная жизнь евреев постепенно заглохла, и тем не менее, к моменту трагедии 1941 года в Любавичах еще проживало более полутысячи евреев. К счастью, раввин Давид Якобсон не дожил до кровавого разлома мировой истории, а его дети и внуки к тому времени давно уже покинули это когда-то благословенное место.
Давид Якобсон,
сын благословенной памяти Рабби Бенциона Якобсона, Рабби в Любавичах. В июле 1941 года крошечное местечко Любавичи оказалось на оси главного удара чудовищной железной армады германского вермахта – мощнейшей Группы армий «Центр» под командованием генерал-фельдмаршала Федора фон Бока, двигавшейся на Москву. Железными клещами танковых армий фашистских генералов Германа Гота и Гейнца Гудериана командование вермахта охватывало район Смоленска с севера и с юга. В этих железных клещах оказались Любавичи и другие еврейские местечки восточной Белоруссии – их судьба была предрешена. Поля неубранного льна и тихие проселки по берегам Березины и Западной Двины стонали от грохота и огня кореживших землю железных монстров. В страшном Витебском котле погибли или были взяты в плен сотни тысяч солдат и офицеров Красной Армии. 15 июля моторизованная дивизия танковой группы Гудериана ворвалась в Смоленск – местечко Любавичи осталось на оккупированной фашистами территории далеко позади уходившего на восток фронта. Вслед за боевыми частями германского вермахта на эту беззащитную землю шли подразделения профессиональных нацистских убийц – зондеркоманды СС, а вместе с ними выползало на поверхность местное отребье, почуявшее острый дурманящий запах безнаказанного грабежа и кровавого насилия... Немцы пришли в Любавичи 21 июля 1941 года, они знали из инструкций эсэсовского руководства айнзацгруппы «В», что предоставленное в их полное распоряжение местечко Любавичи является священным местом для евреев, «святым городом Иеговы и раввинов»... Это предопределило особую глумливую жестокость уничтожения не успевших эвакуироваться евреев местечка. Для разминки комендант Любавичей сразу же расстрелял группу молодых евреев, а группу пожилых приказал избивать до смерти и подвергать изуверским пыткам. Жуткий финал кровавой драмы местечка Любавичи наступил 4 ноября 1941 года. В тот день комендант велел местным полицаям собрать всех евреев Любавичей вместе с детьми. Их выводили группами по несколько человек и волокли к месту казни в небольшом овраге на территории скотобойни. Евреев убивали выстрелами в голову, забивали до смерти ломами и палками. Маленьких детей закапывали живьём. В тот день было убито 483 еврея – Любавичи, как еврейское местечко, перестало существовать... В наши дни в деревне Любавичи евреев нет. Это небольшое поселение с несколькими сотнями постоянных жителей, не всегда обозначенное даже на картах крупного масштаба, оно существует за счет туристов и религиозных паломников. О еврейском прошлом местечка напоминает Мемориал памяти убитых Любавичских евреев, возведенный здесь в 2011 году на пожертвования и с помощью Евангельских христиан России, а о его великой религиозной истории – восстановленные Дом-музей Шнеерсона и Двор Любавичских Реббе, да еще остатки надгробий над могилами Великих Любавичских цадиков.
Восстановленный Дом-музей Любавичского Ребе и дорога к Мемориалу убитых евреев местечка.
Любавичи, ноябрь 2011 г. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба этой небольшой смоленской деревни, имя ее – ЛЮБАВИЧИ – бессмертно, ибо в XX веке, вместе с волнами еврейской эмиграции из России, состоялся необыкновенный по своей мощи всемирный миссионерский поход Любавичских хасидов, приведший к образованию крупных центров Хабада в Израиле, США и многих других странах. Праведный сгусток веры невероятной плотности, таившийся до поры до времени в окружении льняных полей и березовых рощ в небольшом белорусском местечке Любавичи, словно взорвался и, стремительно расширяясь, усеял карту мира созвездиями Хабада – в наше время существуют сотни общин Любавичских хасидов в десятках стран по всему миру.
Фотография родственников Давида Якобсона. Жена Давида Лея Якобсон – четвертая слева во втором ряду сверху.
На даче в деревне Чижовка Витебской области, 1930 г. ***Мой личный интерес к истории жизни и облику знаменитого раввина Любавичей Давида Якобсона объясняется просто – он мой прадед по отцовской линии. В 1876 году у Давида родилась дочь Рися (Раиса) – моя бабушка. В 1898 году мой дедушка Исаак Окунев – сын шохета из Велижа, приехал на своей собственной лошади в Любавичи и взял в жены Раису Якобсон. В 1909 году у Исаака и Раисы родился мой отец Бенцион Окунев. Такова, вкратце, моя родословная по отцовской линии, уходящая корнями в знаменитое местечко Любавичи. Когда в 1999 году, уже в Америке, я взялся писать историю нашей семьи, то знал о своем прадеде Давиде Якобсоне очень мало. По сути дела – мне и не от кого было о нем узнать. Моя бабушка Раиса умерла еще до моего рождения, а дедушка Исаак умер от голода в блокадном Ленинграде, когда мне было всего 3 года. Что касается моего отца, то он предпочитал не распространяться о своих предках – все они, и по линии Окуневых и по линии Якобсонов, относились к самой зловредной, с точки зрения коммунистической идеологии, категории лиц, именовавшихся «служителями религиозного культа». Своего отца – велижского шохета – моему папе удалось перелицевать из «работника культа» в «культработника», а вот с дедом – любавичским раввином – подобный трюк, как говорят, не вытанцовывался. К счастью, в советских анкетах вопрос «Чем занимались до 1917 года?» распространялся не дальше родителей, но многие советские люди предпочитали помалкивать о своих дедушках и бабушках, ибо не у всех они имели «безупречное» пролетарское происхождение. О своем знаменитом прадеде я впервые узнал не от родителей, а от своей тетки, которая по моей просьбе составила схему нашего семейного древа и у квадратика с именем Давид Якобсон скромно написала – «был раввином в Любавичах». Собственно говоря, этой сверхкраткой фразой исчерпывались мои сведения о прадеде. Жгучий, нарастающий интерес к предкам заставил меня искать всевозможные обходные пути добычи информации о прошлом, ибо все родственники старшего поколения ушли к этому времени в мир иной.
Сохранившиеся фото детей Давида Якобсона: Залман, Раиса, Рива, Зелда, Тайба.
Первым делом вспомнилось, что в Ленинграде я был хорошо знаком с мужем моей двоюродной сестры Ароном Лазаревичем Якобсоном, который по всем родственным раскладкам был не кем иным, как внуком раввина Давида Якобсона по линии своего отца – Лазаря Якобсона. Арон, которого все мы звали Ариком, никогда не рассказывал о своем дедушке. Это вполне объяснимо – Арик был советским офицером, коммунистом, выпускником с отличием Ленинградского высшего инженерного военно-морского училища имени Ф.Э. Дзержинского, разрабатывал советские подводные лодки на сверхсекретных полувоенных предприятиях – как говорится, только дедушки-раввина ему и не хватало! Тем не менее я понимал, что после смерти Арона у его родственников могли сохраниться какие-то документы, письма, а, может быть, если повезет, и фотография Давида Якобсона. Поэтому я немедленно попытался найти его родственников. Этот поиск растянулся на несколько лет, он сам по себе мог бы составить сюжет увлекательной детективной повести с удивительными страстями и характерами, но я опускаю здесь все подробности, ибо поиск этот оказался в итоге абсолютно бесплодным. Вкратце, дело обстояло следующим образом. Сначала я нашел вторую жену Арона Якобсона в Германии. Она оказалась, естественно, немолодой, да к тому же очень больной женщиной, но говорила со мной доброжелательно, рассказывала все больше о последних годах жизни Арона, обещала порыться в оставшихся после него фотографиях и письмах, но, в итоге, ничем не помогла, и связь с нею вскоре прервалась... Потом я нашел в США, в городе Атланта штата Джорджия, сына и внука Арона Якобсона (история этого поиска – отдельная полудетективная история). Они очень сдержанно, без энтузиазма, мягко говоря, отнеслись к моим поискам – похоже, ничего не знали о своем великом предке из Любавичей и не очень-то интересовались этим. Тем не менее, внук Арона, сменивший фамилию Якобсон на фамилию своей матери, обещал найти «на антресолях старый чемодан, в котором, возможно, есть что-либо интересное», обещал перезвонить мне, но то ли ничего не нашел, то ли решил в этом деле не участвовать – не знаю, но эта линия тоже оборвалась... Пытался я найти людей, знавших Лазаря Якобсона – отца Арона; он, по рассказам, работал преподавателем математики в Баку, но все мои знакомые бакинцы ничего о нем не знали...
Письмо Давида Якобсона
с его личной печатью, написанное в 1911 г. в Любавичах и рекомендующее некоего Гершона Чейна в раввины (предоставлено Аароном Раскиным). Вторая моя попытка узнать что либо о Давиде Якобсоне была более успешной. Где-то в середине 2010-х годов, в синагоге нью-йоркского района Квинс познакомился я с обаятельным молодым раввином Эли Блохом из местной общины Хабада. Я подарил Эли только что вышедшую тогда книгу «Ось всемирной истории», мы встречались с ним несколько раз и как-то я упомянул, что ищу сведения о своем родственнике Давиде Якобсоне, служившим раввином в Любавичах... К моему удивлению это имя было знакомо Эли Блоху, он утверждал, что о Давиде Якобсоне есть сведения в хасидских летописях и обещал мне отыскать их. Вскоре Эли связал меня с раввином Аароном Лейбом Раскиным из Бруклина, который прислал краткие сведения о Давиде Якобсоне и об истории его назначения раввином Любавичей. Кроме того, Аарон прислал мне копию подлинного письма Давида с его личной печатью и перевод этого письма на английский язык. У нас с Аароном завязалась переписка, он проявлял живой интерес к моим поискам и в одном из писем спрашивал, нет ли у меня фотографии Давида Якобсона – увы, у меня ее не было. Шли годы, мне удалось отыскать пропавшие ветви нашего семейного древа, удалось отыскать единственный портрет основателя рода Окуневых – велижского шохета Мовше Окунева, но портрет Давида Якобсона отыскать не удавалось и казалось – уже не удастся отыскать никогда. ***
Зинаида Майзелис –
первооткрыватель портрета Давида Якобсона, Рабби в Любавичах. Все решил, как это часто бывает, случай, но случай – я верю в это – на самом деле предопределяется самим Провидением. Господь не играет с нами в кости, Он просто подбрасывает выигрышную карту лишь тому, кто много работает, упорно стремясь к цели, несмотря на все неудачи и препятствия. В декабре 2012 года в 147-м номере сетевого журнала «Заметки по еврейской истории» (редактор – Евгений Беркович) была опубликована моя статья «Чудо в трагической оболочке» [1], посвященная 70-летию трагических событий Холокоста в местечке Любавичи. В январе 2013 года среди многих комментариев к статье появилась короткая реплика Зинаиды Майзелис из Санкт-Петербурга: «Большое спасибо за публикацию. Если это возможно хотелось бы связаться с Юрием Окуневым. У нас с ним один прадед – Давид Якобсон – любавический раввин». (Как потом мне рассказывала Зинаида, ей посоветовал прочитать мою статью раввин Нисон Руппо из Костромы.) Я узнал об этом запросе незнакомой мне женщины от Евгения Берковича и сразу же трепетно ощутил приближение удачи. В силе печатного слова я убеждался неоднократно, ведь недаром сказано – «Сначала было слово». Вскоре я разыскал телефон Зинаиды Майзелис и немедленно позвонил ей – это был взволнованный разговор нашедших друг друга родственников, объединенных, к тому же, общим интересом к истории своих предков. Самые радужные предчувствия подтвердились – чрез час в моем компьютере был присланный Зинаидой фотопортрет Давида Якобсона, который я искал более 10 лет. Фото было очень скверного качества, но что это могло значить по сравнению с главным – оно было найдено. Любопытно, что в тот же день это же фото прислал мне из Бруклина Аарон Лейб Раскин, получивший его от Нисона Руппо из хасидской общины российского города Кострома, который, в свою очередь, получил фото от Зинаиды Майзелис. Так счастливо закончилась эта история – теперь у нас есть фотопортрет знаменитого раввина Любавичей Давида Якобсона. Я привожу его в этой статье в откорректированном виде – это помог сделать Борис Якобсон, праправнук Давида, живущий в Иерусалиме! Мужская ветвь наследников Рабби Давида Якобсона
ДАВИД ЯКОБСОН,
раввин (1852–192...) Любавичи, Смоленская область, Россия.
ЗАЛМАН ЯКОБСОН,
коммерсант (1872, Любавичи – 1941, Ленинград).
АБРАМ ЯКОБСОН,
бухгалтер (1904–1989, Витебск).
ЯКОВ ЯКОБСОН,
инженер (р. 1935, Витебск).
БОРИС ЯКОБСОН,
инженер (р. 1965, Витебск) Иерусалим, Израиль.
АРИЭЛЬ ЯКОБСОН
(р. 1995, Иерусалим).
ГАЙ-БЕНЬЯМИН ЯКОБСОН
(р. 2001, Иерусалим). ***Вот, собственно говоря, и вся история. С моей троюродной сестрой Зинаидой Майзелис мы теперь постоянно общаемся по телефону и скайпу. Она располагает огромным семейным архивом наследников раввина Давида Якобсона и сейчас, по моей просьбе, составляет его описание с включением большого числа фотографий. С ее помощью я связался с правнуками, праправнуками и прапраправнуками раввина в Санкт-Петербурге, Витебске и Иерусалиме. Надеюсь, что при их содействии мы с Зинаидой напишем и опубликуем обстоятельное исследование семейного древа Давида Якобсона. Сейчас фотопортрет Давида Якобсона пошел гулять по Интернету, я уже получил несколько копий его первоначальной версии из разных стран. Это не случайно – общий интерес к истории предков возрастает повсеместно, особенно среди евреев, во многих поколениях отлученных по ряду причин от своего великого прошлого, а интерес к значительным историческим фигурам семейных историй возрастает вдвойне. Этот интерес традиционно высок среди людей верующих, он достигает благоговейного восторга в отношении праведников веры в хасидских общинах по всему миру. В генеалогических исследованиях меня всегда интересует вопрос: «Сохранилась ли у кого-нибудь из нынешнего поколения молодых людей семейная фамилия далекого основателя рода?» или, другими словами, «Существует ли дошедшая до наших дней прямая цепочка наследников основателя рода по мужской линии с неизменной фамилией?». К сожалению, вынужден констатировать, что во многих известных мне случаях, на эти вопросы приходится отвечать отрицательно. Это вызвано историческим обстоятельствами, в которых приходилось жить многим семьям в ХХ веке – мужчины погибали во время войн и репрессий, не оставляя потомства, и семейный клан сохранялся, в основном, благодаря выжившим женщинам, у детей которых естественным образом менялись фамилии. У евреев были дополнительные обстоятельства, затруднявшие сохранение мужской ветви семьи – антисемитизм и принудительная ассимиляция склоняли к изменению исконных родовых фамилий. Исследование мужских ветвей наследников раввина Давида Якобсона, проделанное на основе материалов семейного архива Зинаиды Майзелис, показало, что в настоящее время существует только одна ветвь его наследников по мужской линии, сохранившая фамилию Якобсон. Вот эта ветвь: Давид – Залман – Абрам – Яков – Борис – Ариэль и Гай-Беньямин. Мне эта ветвь представляется высоко символической, ибо она отражает неумолимое историческое движение основного ствола еврейского народа: прапраправнуки Рабби Давида Якобсона, служившего раввином в местечке Любавичи, родине Хабада, живут отныне в Иерусалиме! Мог ли мечтать о большем «Давид Якобсон, сын благословенной памяти Рабби Бенциона Якобсона, Рабби в Любавичах»? Светлая ему память! |
|||
|
Местечки Витебской областиВитебск• Альбрехтово• Бабиновичи• Бабыничи• Баево• Барань• Бегомль• Бешенковичи• Богушевск• Борковичи• Боровуха• Бочейково• Браслав• Бычиха• Верхнедвинск• Ветрино• Видзы• Волколата• Волынцы• Вороничи• Воропаево• Глубокое• Гомель• Городок• Дисна• Добромысли• Докшицы• Дрисвяты• Друя• Дубровно• Дуниловичи• Езерище• Жары• Зябки• Камаи• Камень• Колышки• Копысь• Коханово• Краснолуки• Краснополье• Кубличи• Лепель• Лиозно• Лужки• Лукомль• Лынтупы• Любавичи• Ляды• Миоры• Оболь• Обольцы• Орша• Освея• Осинторф• Островно• Парафьяново• Плисса• Подсвилье• Полоцк• Прозороки• Росица• Россоны• Сенно• Сиротино• Славени• Славное• Слобода• Смольяны• Сокорово• Сураж• Толочин• Труды• Улла• Ушачи• Цураки• Чашники• Черея• Шарковщина• Шумилино• Юховичи• Яновичи |
RSS-канал новостей сайта www.shtetle.com |
Главная |
Новые публикации |
Контакты |
Фотоальбом |
Карта сайта |
Витебская область |
Могилевская область |
Минская область |
Гомельская область |