Проект «Голоса еврейских местечек. Витебская область».פיתוח קשרי התרבות בין העמים של ישראל ובלרוס
|
---|
Поиск по сайту |
|
ГлавнаяНовые публикацииКонтактыФотоальбомКарта сайтаВитебская
|
Аркадий ШУЛЬМАНИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИВ материалах, собираемых рабочей группой Верхнедвинского музея, хранится эта фотография. Она относится к соседнему районному центру – Миорам. Но Петр Самойлович Шейнер, довоенный житель Миор, участник Великой Отечественной войны, после войны работавший в Верхнедвинске, а в наше время перебравшийся в Россию, в город Тюмень, передал ее в экспозицию именно этого музея. Был здесь в гостях, а из далекой Сибири, расстояние между Верхнедвинском и Миорами кажется игрушечным. Вот и посчитал Пётр Самойлович, что, передав фотографию в Верхнедвинск, вернул её на родину. К сожалению, я сам не встречался с Пётром Самойловичем, иначе расспросил бы его подробно о каждом эпизоде и его жизни, и жизни его родных и близких. Воспользуюсь тем описанием фотографии, которое оставил в музее Петр Шейнер.
Миоры. Свадьба. 1937 г.
«Изображена свадьба моей двоюродной сестры, состоявшаяся в Миорах в 1937 году. В числе гостей – мои родители, я, мой братишка и много наших родных и друзей». Свадьба, как видно, была скромная. Семья, жившая в Польше, а Миоры относились именно к этой стране, не шиковала. Всех гостей – три десятка. По нынешним меркам – сущий пустяк. За столом близкие родственники со стороны жениха и невесты. Не сомневаюсь, свадьба была с хупой, с соблюдением всех традиций, которые в довоенное время были сильны в местечках Западной Беларуси. Как воспринимали еврейские свадьбы белорусы, поляки, жившие по соседству? В архивах Музея Ивана Черского, который находится в деревне Волынцы Верхнедвинского района, то есть всего в нескольких десятков километров, я нашел записи воспоминаний Алины Михайловны Рыжицкой, 1931 года рождения. «Моя мама была на еврейской свадьбе и рассказывала, что свадьба у них не такая, как у нас – интересная свадьба. Её пригласили помочь: к столу что-нибудь подать, приготовить. Она рассказывала потом: «Соберутся в доме с утра много женщин и делают что-то. Кто-то прибирает, кто-то печь топит, кто что делает. А печь протапливают так, что она красная становится. Тогда берут на вилах коровью печень и ее сажают в печь. Спекут печень, а потом ее мелко рубят, перекручивают. Рыбу готовят, рыба у них обязательно. А когда расставляют на столы, то всего кладут по кусочку, а не так как у нас. Сначала в одной комнате собираются мужчины, в другой – женщины, одни учат молодого, другие – невесту, долго говорят что-то по-своему. Затем садятся за столы. Водки много не пьют, больше разговаривают, могут за всю свадьбу одной бутылкой обойтись. И рюмочки такие маленькие, встают, что-то долго говорят, а потом поднимают чарку». Оставались бы у людей, глядя на свадебную фотографию, радостные воспоминания, и предавались бы они изучению фольклора и этнографии, если бы не страшная судьба людей, запечатленных, неизвестным нам фотографом. «Из всех изображенных в живых остался только я и одна девушка из Леонполя, – записал Петр Самойлович Шейнер. – Остальных постигла участь всех жителей гетто из Миор и соседних деревень». Леонполь – небольшое местечко, а ныне деревня, на самой границе Верхнедвинского и Миорского районов. 2 июня 1942 года немцы согнали всех евреев Миор и окрестных деревень на площадь. Приказали лечь лицом к земле. А потом стали группами подводить к заранее вырытой яме. Людей заставляли раздеться и зайти на доски, переброшенные через яму. В это время в них стреляли. Убитые и раненные падали в яму. А сверху их накрывали новые труппы… Так продолжалось, пока мимо ямы пастухи не погнали стадо коров. Воспользовавшись замешательством, многие евреи, спрятавшись за коровами, побежали к лесу. Немцы и полицаи стреляли только наверняка, только в людей, коров жалели… Когда евреев гнали к ямам, некоторые стали выбрасывать семейные фотографии, документы, которые хранили до последнего. Это было послание живущим от уходящих в небытие… Вот тогда, судя по всему, мама Петра Самойловича Шейнера, выбросила эту свадебную фотографию на обочину дороги, в надежде, что её когда-нибудь передадут, вернувшемуся с фронта сыну. В тот день в Миорах было расстреляно почти 1300 человек. Сегодня известны фамилии более 800 погибших. Удалось убежать из-под расстрела и придти в партизанские отряды более 40 миорским евреям. Очевидцы рассказывали, что почти трое суток после расстрела, земля на могиле шевелилась, среди погребённых были раненые, потерявшие сознание люди. Из-под земли пробивалась кровь. В 1947 году Пётр Самойлович Шейнер демобилизовался из Советской Армии и приехал в Миоры. Ему передала эту фотографию незнакомая польская женщина, которая подобрала её на месте расстрела. На обратной стороне снимка в те же дни (надпись сохранилась, хотя и стерлись отдельные буквы) женщина написала мольбу к Богу: сжалится над народом, терпящим такие бедствия. |
|||
|
Местечки Витебской областиВитебск• Альбрехтово• Бабиновичи• Бабыничи• Баево• Барань• Бегомль• Бешенковичи• Богушевск• Борковичи• Боровуха• Бочейково• Браслав• Бычиха• Верхнедвинск• Ветрино• Видзы• Волколата• Волынцы• Вороничи• Воропаево• Глубокое• Гомель• Городок• Дисна• Добромысли• Докшицы• Дрисвяты• Друя• Дубровно• Дуниловичи• Езерище• Жары• Зябки• Камаи• Камень• Колышки• Копысь• Коханово• Краснолуки• Краснополье• Кубличи• Лепель• Лиозно• Лужки• Лукомль• Лынтупы• Любавичи• Ляды• Миоры• Оболь• Обольцы• Орша• Освея• Осинторф• Островно• Парафьяново• Плисса• Подсвилье• Полоцк• Прозороки• Росица• Россоны• Сенно• Сиротино• Славени• Славное• Слобода• Смольяны• Сокорово• Сураж• Толочин• Труды• Улла• Ушачи• Цураки• Чашники• Черея• Шарковщина• Шумилино• Юховичи• Яновичи |
RSS-канал новостей сайта www.shtetle.com |
Главная |
Новые публикации |
Контакты |
Фотоальбом |
Карта сайта |
Витебская область |
Могилевская область |
Минская область |
Гомельская область |