Проект «Голоса еврейских местечек. Витебская область».פיתוח קשרי התרבות בין העמים של ישראל ובלרוס
|
---|
Поиск по сайту |
|
ГлавнаяНовые публикацииКонтактыФотоальбомКарта сайтаВитебская
|
Воспоминания Фрадкина Захара НаумовичаМой товарищ – Фрадкин Захар Наумович незадолго до смерти рассказал свою биографию. Привожу ее дословно: «Родился я в 1925 году в местечке Ляды, что на границе Витебской и Смоленской области, в Дубровенском районе на реке Мерея. В этом месте жили тысячи евреев. Разговорным языком был идиш. Для многих тысяч евреев, что жили в округе, здесь были национальные школа, синагоги. Наряду с Любавичами, что в 35 километрах от Лядов, здесь был второй еврейский религиозный центр, после революции 1917 года прекративший свое существование. Что еще было, я не знаю, так как в четырехлетнем возрасте мне с родителями и братом пришлось бежать из Лядов, или, может быть, правильнее – уехать, так как отца объявили лишенцем. Он был кацев, то есть мясник. Резал птицу, скотину, снимал шкуры, разделывал мясо. За это его лишили права голоса и вселили в жизнь постоянный, ежеминутный страх. В 1929–30 гг. началась коллективизация, которая привела к началу выезда зажиточных евреев из Лядов. Кто был победнее – чувствовали себя увереннее, зажиточным приходилось из Лядов убираться. Уехать в Америку было невозможно. Это грозило ГУЛАГом и смертью за измену Родине. Поэтому евреи, не лишенные гражданских прав, стали уезжать в большие города, а лишенцы, которые сумели уцелеть, не попав в тюрьмы и избежав ГУЛАГА, искали спасенья, где только могли. В Липецах Новодугинского района Сычевского уезда было имение помещика Хомякова с культурным сельским хозяйством, там нашли убежище и многие годы жили несколько еврейских крестьянских семей. Сюда мой отец с семьей в 1929 году, избежав репрессий, и приехал. После него началось паломничество, и быстро здесь появились новые 35 еврейских семей из Лядов и других мест, которые образовали национальный еврейский колхоз «Сеятель». Евреи трудились хорошо. Устроились. Место лесное, выстроили себе большие дома, рядом красивая река Вазуза, в восьми километрах – станция Новодугинская, между Вязьмой и Ржевом. Еврейское кладбище недалеко: в городе Сычевке, где тоже жило много евреев, и была синагога. Во всех семьях быстро появились коровы, овцы, свиньи, птица. Колхоз был передовой по Западной области. В нем была мельница, строили круподерку (война помешала закончить), были молотильные сараи, сушилки, сеялки, молотилки, трактора, автотранспорт, отличные лошади, обозный и сельхозинвентарь. В ремонте помогала районная машинотракторная станция. Окрестные крестьяне относились к евреям-колхозникам с уважением. Председателями колхоза «Сеятель» были по очереди Наум Симкин и Евсей Манухин. Они не только хорошо вели хозяйство, но и помогали соседним колхозам хорошим семенным фондом, лошадьми, техникой, делились опытом, советами. Но в еврейском колхозе уже не было еврейской школы, синагоги, а старые евреи тайком собирались молиться по домам. В конторе был патефон, радиоприемник «Родина». Иногда колхозники слушали еврейские пластинки. Особо ценили песни на идиш певца Э.А. Шульмана. Жили хорошо. Было много смешанных браков. В войну евреи в основном уехали от оккупации на своих лошадях. Мы уехали со скотом. Большинство евреев, взятых в армию, погибли, но кое-кто вернулись калеками. Позднее, после ухода оккупантов, колхоз хоть и сохранил название, но уже евреев в нем было очень мало. В оккупацию местные полицаи убили после издевательств колхозного кузнеца Рысина Михаила. Не знаю, жива ли последняя еврейка в райцентре – его дочь: Рысина Нехама Михайловна. Из оккупации под Вязьмой пришел домой 30-летний колхозник Рахлин Гриша. Он зашел к Холопову, тот и выдал его полицаям. Те заставили его в лесу выкопать для себя яму и расстреляли. Погибали там евреи из других мест, прошедшие сотни километров, но так и не успевшие уйти от фашистской оккупации и попавшие в руки полицаев. Я пришел с войны в 1945 году, дошел до Вены, имея три ранения, работал в колхозе, сельпо, а потом 15 лет был заместителем директора Новодугинского льнозавода в Липецах. Дети мои выросли и разъехались. После смерти жены я переехал в Смоленск. С большой теплотой вспоминаю Липецы, свой большой дом, хозяйство, своих русских друзей-однополчан, красивую липецкую церковь. Но евреев в Липецах уже нет. В Новодугинском музее есть экспозиция о колхозе «Сеятель». Ноябрь, 1992 г. |
|||
|
Местечки Витебской областиВитебск• Альбрехтово• Бабиновичи• Бабыничи• Баево• Барань• Бегомль• Бешенковичи• Богушевск• Борковичи• Боровуха• Бочейково• Браслав• Бычиха• Верхнедвинск• Ветрино• Видзы• Волколата• Волынцы• Вороничи• Воропаево• Глубокое• Гомель• Городок• Дисна• Добромысли• Докшицы• Дрисвяты• Друя• Дубровно• Дуниловичи• Езерище• Жары• Зябки• Камаи• Камень• Колышки• Копысь• Коханово• Краснолуки• Краснополье• Кубличи• Лепель• Лиозно• Лужки• Лукомль• Лынтупы• Любавичи• Ляды• Миоры• Оболь• Обольцы• Орша• Освея• Осинторф• Островно• Парафьяново• Плисса• Подсвилье• Полоцк• Прозороки• Росица• Россоны• Сенно• Сиротино• Славени• Славное• Слобода• Смольяны• Сокорово• Сураж• Толочин• Труды• Улла• Ушачи• Цураки• Чашники• Черея• Шарковщина• Шумилино• Юховичи• Яновичи |
RSS-канал новостей сайта www.shtetle.com |
Главная |
Новые публикации |
Контакты |
Фотоальбом |
Карта сайта |
Витебская область |
Могилевская область |
Минская область |
Гомельская область |