Проект «Голоса еврейских местечек. Витебская область».פיתוח קשרי התרבות בין העמים של ישראל ובלרוס
|
---|
Поиск по сайту |
|
ГлавнаяНовые публикацииКонтактыФотоальбомКарта сайтаВитебская
|
Белла ВеликовскаяЗАПИСЫВАЙТЕ СВОЮ ИСТОРИЮВ конце прошлого 2010 года в Иудейское религиозное объединение Беларуси обратился Илья Черкинский, израильский адвокат, с просьбой помочь найти какие-нибудь сведения о его дедушке. Из семейных рассказов было известно, что деда звали Нафтали Меклер, его семья до войны жила в деревне Козьяны, что он был кузнецом и погиб во время оккупации. «Нафтолька?»В Витебской области есть две деревни с названием Козьяны – в Браславском и Дубровенском районах. В Браславских Козьянах никто такого кузнеца не помнил. А вот Виктор Герасимович Хряпкин; старожил деревни Козьяны Дубровенского района, на мой вопрос, был ли у них в деревне кузнец до войны, сразу сказал, что кузнец был, и звали его Нафтолькой. В первые же дни 2011 года Илья Черкинский с супругой и дочерью приехали в Беларусь и, конечно, посетили деревню. Виктор Герасимович Хряпкин с сыном и братом проводили нас к месту, где стоял дом, принадлежавший когда-то богатому человеку и в котором до войны поселилась семья кузнеца. Они рассказали все, что помнили сами и слышали от других. Сейчас внуки и правнуки Нафтали Меклера хотят установить в Козьянах Памятный знак и в этом своем желании они нашли понимание у руководства Дубровенского района. Разрешение получено, и мы надеемся, что к осени знак, как еще одно напоминание о безвозвратно утраченном, будет установлен. Мы предлагаем нашим читателям воспоминания членов семьи Меклер и комментарии к ним кандидата исторических наук, директора Музея истории и культуры евреев Беларуси Инны Герасимовой. Возможно, кто-нибудь из вас слышал или знает что-либо об этой истории. Пожалуйста, свяжитесь с нашей редакцией. Расстреляны на глазах у дочериВ деревне Козьяны Дубровенского района Витебской области жила семья Нафтали и Кейлы Меклер. В семье было 12 детей: Кузьма, Евель (Илья), Яша (Ефим), Авраам (Абраша), Семен, Лиза, Соня, Сима, Ида (Лида), Зина, Сейна и Шура. У Нафтали была своя кузница, он был известным во всей округе кузнецом, услугами которого пользовались крестьяне из ближайших деревень. Существуют несколько версий гибели в 1941 году Нафтали и Кейлы Меклер. В живых уже не осталось никого из их детей, поэтому подробности убийства рассказывают, внуки – вспоминая услышанное от родителей. Людмила и Борис, дети Иды (Лиды), рассказали, что их мать с 16 лет воевала в партизанском отряде. Ее гражданским мужем был командир этого отряда. Немцы оккупировали окрестности, оставаться женщинам в отряде было опасно. Иду вывели из отряда, и она вернулась домой. В деревне были немцы, и кто-то донес о ее возвращении. Немцы ворвались в дом с обыском и все перевернули, но Иду не нашли: она спряталась в чулане, в мешке с картошкой. Тогда они схватили Нафтали и Кейлу. Их расстреляли прямо на крыльце собственного дома, на глазах у Иды. Алла, дочь Яши (Ефима), вспоминает следующее. В занятой немцами деревне проверяли все дома, искали партизан и евреев. Ида, вернувшаяся из партизанского отряда, знала, что к ним придут немцы. Она залезла на дерево и оттуда наблюдала за происходящим. Немцы вошли в дом, перевернули все, вывели Нафтали на улицу, издевались над ним, вспороли живот штыком от винтовки, выбежала Кейла, стала кричать, плакать, ее тут же расстреляли. Ида, наблюдая за расправой, от страха до темноты просидела на дереве. Рассказ Иды, дочери Лизы. Немцы искали в деревне спрятавшихся партизан, пришли и в дом Нафтали и Кейлы. Кто-то сказал немцам, что их дочь Ида вернулась из партизанского отряда. Перевернув весь дом, немцы никого не нашли. Вывели из дома Нафтали, посадили в телегу и повезли через всю деревню. Кейла и соседские женщины, с плачем бежали вслед за телегой по всей деревне. Нафтали расстреляли прямо в этой телеге. Илья, сын Сейны, слышал от матери, что Нафтали повесили, а Кейлу застрелили возле виселицы. Ида, их шестнадцатилетняя дочь, находилась недалеко и видела все из-за какого-то каменного забора (стены). Когда она стала уходить в лес к партизанам, ее заметили местные предатели и стали преследовать. Она долго бежала и чудом спаслась, упав в яму. По версии Фиры, дочери Симы, Нафтали привязали к телеге и по всему селу тащили по земле до тех пор, пока он не умер, все происходило на глазах Кейлы, у нее случился сердечный приступ и она тут же умерла. Ида в этот момент пряталась за печкой в доме, а ночью пришли партизаны и забрали ее. Виктор Герасимович Хряпкин, житель деревни Козьяны, говорит, что по рассказам свидетелей, Нафтали и Кейла прятались на каком-то хуторе, но сами вышли к фашистам. По его воспоминаниям, их вывезли из деревни. Он помнит Иду, с которой вместе учился в школе. Комментарий специалистаИстория уничтожения семьи Меклер поразительна. Дочь видела своими глазами убийство собственных родителей – более жуткую ситуацию представить невозможно. Но в тот период каждая история гибели еврея – по-своему ужасна. Если задуматься о точности передачи происшедших событий, то в этой истории столько версий, сколько и свидетелей. И это закономерно, так как рассказывают эту историю представители уже следующего поколения. Вероятно, подробности, услышанные детьми Иды, наиболее близки к тому, что происходило в действительности. Именно они передают рассказ самой участницы событий. Но даже это не гарантирует историю от элементов легенды – ведь дети рассказывают ее через много лет после того, как слышали. Именно поэтому необходимо записывать услышанные истории сразу же после того, как их рассказали, а еще лучше, во время рассказа. В этом случае есть некоторая гарантия, что все записано достоверно. Думаю, что необычность ситуации (дочь видела гибель родителей) и вызвала наложение нескольких версий, уже (Иды) Нахтолевны, 1925 г.р. в партизанском движении. Она находилась в партизанском отряде № 117 в Могилевской области. Об этом можно прочесть в книге «Встали мы плечом к плечу... Евреи в – партизанском движении Белоруссии. 1941-1944 гг.» А книга эта создана на основании документов Национального Архива Республики Беларусь. Остается лишь еще раз напомнить слова великого еврейского историка Шимона Дубнова, который в начале XX века сказал: «Евреи, записывайте свою историю, и это будет история народа...» Инна Герасимова
|
|||
|
Местечки Витебской областиВитебск• Альбрехтово• Бабиновичи• Бабыничи• Баево• Барань• Бегомль• Бешенковичи• Богушевск• Борковичи• Боровуха• Бочейково• Браслав• Бычиха• Верхнедвинск• Ветрино• Видзы• Волколата• Волынцы• Вороничи• Воропаево• Глубокое• Гомель• Городок• Дисна• Добромысли• Докшицы• Дрисвяты• Друя• Дубровно• Дуниловичи• Езерище• Жары• Зябки• Камаи• Камень• Колышки• Копысь• Коханово• Краснолуки• Краснополье• Кубличи• Лепель• Лиозно• Лужки• Лукомль• Лынтупы• Любавичи• Ляды• Миоры• Оболь• Обольцы• Орша• Освея• Осинторф• Островно• Парафьяново• Плисса• Подсвилье• Полоцк• Прозороки• Росица• Россоны• Сенно• Сиротино• Славени• Славное• Слобода• Смольяны• Сокорово• Сураж• Толочин• Труды• Улла• Ушачи• Цураки• Чашники• Черея• Шарковщина• Шумилино• Юховичи• Яновичи |
RSS-канал новостей сайта www.shtetle.com |
Главная |
Новые публикации |
Контакты |
Фотоальбом |
Карта сайта |
Витебская область |
Могилевская область |
Минская область |
Гомельская область |